В центре внимания
Когда центром внимания культурного события становится знаковая личность, к нему, к событию, присматриваешься вдвойне. Во-первых, по новой открываешь для себя персону, а во-вторых, наблюдаешь за тем, как эта самая персона отображается в арт-объектах, с каких ракурсов на нее смотрят. В случае с фотографией это особенно актуально.
У выставки Национального музея есть одна очень удачная находка. Посвятив экспозицию главе государства, сотрудники показали его в неразрывной связи с историческими реалиями минувших и нынешних лет. Добились этого они двумя нехитрыми, но действенными способами. В первую очередь ставка была сделана на хронологию — верную спутницу всякой исторической мысли, не чуждой анализа и элементарной доступности. Согласитесь, не всякий зритель, пришедший в музей, безошибочно заявит о том, что было раньше — Азиада или саммит ОБСЕ? А здесь, на стенде, события развиваются в строгой последовательности, неизменно связываясь между собой фигурой, причастной к каждому из них.
Сыграла и вторая ставка. Фотографии знаковых событий новейшей истории страны разбавлены (опять же без нарушения хронологии) фотографиями важных государственных документов за подписью виновника торжества. Многие ли из нас видели хоть раз закон об образовании РК или текст президентской присяги? То-то и оно! Сходите посмотрите. В каждом снимке — от черно-белого пленочного до цветного цифрового — время, прошедшее сквозь жизнь одного человека. Каждый день мы видим его на экране, слышим по радио, читаем о нем в прессе. В эпоху избыточной визуальности вообще трудно представить, чтобы личность, притом политическая, просто потерялась из виду. А между тем за этой избыточной визуальностью кроется глубинная проблема — проблема поверхностного восприятия. Все привыкли к тому, что Президент есть и он работает. Но как? Над чем? Каковы итоги? Упорядочивая события, участником которых был глава государства, экспозиция выставки остается свободной от оценочных суждений и ограничивается лишь беспристрастным изложением фактов. Как говорится, решать народу. Культура, спорт, промышленность, социальная сфера — Нурсултан Назарбаев на каждом снимке, в каждой сфере, с каждым объектом. Вот он оценивает первые образчики государственного герба и флага, а вот держит в руках фотографию будущей Акорды, на фоне новостроек Левого берега. Наверное, не менее важно, чем само событие, то, как реагирует на него участник. Ведь речь по-прежнему о фотографии.
И вот здесь первое замечание к устроителям мероприятия: где личные фотографии? Не сокровенные, но сделанные в далеком прошлом. Почему экспозиция безжалостно замыкает нас временем независимого Казахстана и оставляет за кадром все предыдущие страницы биографии? Ведь они не менее интересны. Или почему, скажем, редкие минуты отдыха не нашли своего отражения?
Есть и второе замечание. Фотографии не появляются из воздуха. Их делают люди. И было бы совершенно не лишним указать под фотографиями авторство. Понятное дело, не Брессон с Лейбовиц выставляются в просторном зале, однако задача, выполненная этими неизвестными, тоже не из легких. И если события на снимках были столь значимыми, что заслужили место под флуоресцентным солнцем музея, то наверняка и люди, запечатлевшие их, заслужили обнародование своих имен. В противном случае мероприятие должно было называться как-то иначе. А речь все-таки о фотографии.