Закат Османской империи
10 декабря 1877 года русские войска освободили болгарский город Плевну. Тем самым была обеспечена победа в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Более того, после этого поражения турок начался неумолимый закат Османской империи.
Сходу не получилось
Та историческая ситуация, сложившаяся на Балканах в XIX веке, в определенной степени похожа на то, что сейчас творится в Сирии. Где Турция поддерживает ИГИЛ* (как минимум финансово, покупая у террористов нефть). И где игиловцы творят запредельные зверства. В 1876 году в роли игиловцев выступили башибузуки – «эскадроны смерти», которые рекрутировались турецкими военными из отъявленных головорезов.
Весной 1876 года в Болгарии вспыхнуло антитурецкое восстание, вызванное непомерными налогами и произволом османских наместников. Жестокость, с которой оно было подавлено, привело в шок Европу. Варварски было убито свыше 30 тысяч человек – преимущественно беззащитных детей, женщин и стариков.
В Европе в связи с разоблачительными газетными публикациями поднялся большой шум. Но дальше шума дело не пошло. Ряд правительств лишь выразили «несогласие с методами». А Англия, проводившая протурецкую политику, и вовсе сделала вид, что ничего страшного не произошло.
Совсем иные настроения возникли в России, как в правящих кругах, так и в широких народных слоях. Вопрос о том, прийти ли на помощь братскому славянскому народу, не дебатироваться. Всем было понятно, что объявление войны Турции – дело национальной чести.
Россия объявила войну Турции в апреле 1877 года. И эту войну, продолжавшуюся 9 месяцев, следует назвать «Славянской весной» на Балканах. Русскую армию, насчитывавшую 200 тыс. человек, поддерживали сербские, черногорские и румынские войска, а также болгарское, армянское и грузинское ополчения.
На первых порах события для русской армии развивались благоприятно. Без особых проблем был форсирован Дунай. Взят Шипкинский перевал. Войска занимали один город за другим. Но камнем преткновения стала Плевна, куда в середине июня генерал Осман-паша перебросил из Албании 20-тысячный боеспособный корпус. Впоследствии здесь турки сосредоточили 60-тысячную армию, которая в сжатые сроки возвела вокруг города мощные оборонительные сооружения.
Плевну необходимо было взять, во что бы то ни стало. Поскольку, имея за спиной столь мощные неприятельские силы, невозможно было устремиться к Константинополю, чтобы раз и навсегда поставить точку в противостоянии с Портой.
Первый штурм Плевны, предпринятый 19 июля, оказался неудачным. Русские войска смогли преодолеть три линии окопов и ворвались в город. Однако потери были слишком велики – 2800 человек. И сил одной дивизии под командованием Юрия Ивановича Шильдера-Шульднера для закрепления оказалось явно недостаточно.
Второй штурм, которым командовал генерал Николай Павлович Криндер, начался 30 июля. На сей раз численность войск была доведена до 27 тысяч. Но и в этот раз туркам удалось устоять. Русские войска, продвинувшись вперед на две линии окопов, вынуждены были отступить, потеряв 3 тыс. человек убитыми. Тысяча была взята в плен.
Скобелев берет редут
Наиболее героическим и в то же время драматическим стал третий штурм, состоявшийся в конце августа. На сей раз русская армия действовала вместе с румынским войском. В общей сложности русско-румынские силы начитывали 83 тыс. человек и 444 артиллерийских орудия.
Артподготовка, начавшаяся 26 августа, продолжалась 4 дня. Однако турецкие укрепления пострадали незначительно. Сводное войско ударило в центре и на флангах. Наибольших успехов добились отряды генерала Михаила Дмитриевича Скобелева, который стал национальным героем Болгарии. Он действовал на левом фланге. Кстати, во время третьего штурма из Петербурга пришло известие о производстве Скобелева в генерал-лейтенанты.
В этом сражении Скобелев, располагавший 1/5 всех русских и румынских сил, оттянул на себя 2/3 турецкого войска. Ему удалось захватить Гривицкий редут и отражать атаки, которыми лично командовал Осман-паша. Однако из-за несогласованности действий русской и румынской армий долгожданная помощь к Скобелеву так и не пришла. И ему пришлось отступить.
Неудачи трех штурмов, во время которых русские и румыны понесли значительные потери, имели под собой несколько причин. Главные из них, несомненно, носили организационный характер. Что выразилось в неслаженности действий даже батальонов, действовавших в непосредственной близости друг от друга. Но были и технические причины. Так, турецкие винтовки имели большую точность стрельбы по сравнению с находившимися на вооружении российской армии винтовками чешского оружейника Крнка. Впоследствии, после частичного перевооружения отбитыми у турок винтовками, боеспособность русских сил повысилась.
После чего было решено приступить к осаде города. Однако для ее осуществления пришлось провести несколько операций по занятию окрестных населенных пунктов. Это было необходимо для того, полностью окружить Плевну, предотвратив возможность подхода к туркам подкрепления, а также отрезать пути пополнения провианта и вооружения.
Прежде всего, необходимо было овладеть Горным Дубняком. И здесь беспримерную доблесть и прекрасную выучку продемонстрировали русские гвардейцы. Вторая гвардейская дивизия, гвардейская Стрелковая бригада и гвардейский Саперный батальон атаковали Горный Дубняк, а Первая гвардейская дивизия и гвардейская кавалерия прикрывали атаку со стороны Плевны. 30 солдат гвардейского Финляндского полка сумели ворваться на малый редут и удерживали его до подхода подкреплений. Затем рота Стрелкового гвардейского полка броском заняла турецкие укрепления перед рвом, прикрывавшие большой редут неприятеля, а с наступлением сумерек в штыковой атаке взяла и его. Захват стратегически важного Горного Дубняка был осуществлен ценой больших потерь. В этой операции геройски погибли 3600 гвардейцев. Потери оборонявшихся турок составили 1500 человек.
Болгария восстанавливает независимость
В сентябре было принято решение об осаде Плевны, что должно было сохранить жизни русских солдат и обессилить противника. Хотя решение было не столь однозначным с точки зрения стратегии всей военной кампании. В частности, молодой и энергичный Скобелев настаивал на том, чтобы оставить Плевну этаким турецким анклавом и направить армию дальше. Дабы в конечном итоге овладеть Константинополем. Однако к мнению генерал-лейтенанта главнокомандующий не прислушался. Забегая вперед, отметим, что именно эта временная задержка не позволила зимой довести дело до занятия турецкой столицы. Разыгравшаяся непогода сорвала планы решительного наступления на цитадель перманентной турецкой агрессии.
Однако в осаде были и положительные моменты, весьма существенные. За время относительного спокойствия русским войскам удалось восстановить свой потенциал, как человеческий, так и материальный. Поскольку предпринятые штурмы Плевны сильно проредили русские полки, в некоторых из них сохранилась лишь половина личного состава.
50-тысячный турецкий гарнизон в Плевне был полностью блокирован более трех месяцев. Он был окружен 125-тысячным русско-румынским войском, в распоряжении которого было почти полтысячи пушек. Никаких активных действий, за исключением эпизодических артиллерийских обстрелов, не производилось.
Турки были обречены. Не желая приумножать количество жертв противника, русское командование неоднократно предлагало Осман-паше сдаться. Однако тот неизменно отвечал категорическим отказом, заявляя, что лучше доблестная смерть, чем постыдная сдача.
10 декабря Осман-паша решился на отчаянный шаг – он предпринял попытку прорыва блокады. Его армия в сопровождении местных жителей-мусульман выдвинулась из города, намереваясь пробиться к Софии. И тут опять отличился Скобелев, бросавший свои силы – Третий гвардейский корпус и 16-ю пехотную дивизию – на наиболее проблемные направления.
Попытка прорыва не удалась. Осман-паша был ранен. Турки сдались.
Результаты победы в той войне были зафиксированы летом 1878 года в Берлинском трактате. Была восстановлена независимость Болгарии, увеличились территории Сербии, Румынии и Черногории. К России были присоединены Карс и Ардаган (ныне — Турция) и Батум, а также возвращена южная часть Бессарабии.
В 1907 году в память о героических событиях 1877 года в Софии был воздвигнут памятник российскому императору Александру II – Освободителю. С тех пор много воды утекло. У рядовых болгар отношение к подвигу русского оружия не изменилось. Чего не скажешь о внешней политике этой балканской страны. И стоит сейчас на площади Народного собрания 12-метровый Освободитель, и на бронзовом лице его угадывается недоумение: «Что же вы, братушки?!».
*«Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.