ЕАЭС: Дьявол кроется в деталях
Интеграция на постсоветском пространстве существенно отличается от той интеграции, которая проходила в Западной Европе, считает заместитель директора Фонда Ельцина Евгений Волк.
– Россия стремится модель своего экономического развития распространить и на другие страны ЕАЭС, включить эти страны в орбиту экономических и политических интересов Москвы, – отмечает Евгений Волк. – Привлекательна ли эта модель для партнеров России по Союзу? Это очень серьезный вопрос. Несмотря на все разговоры о модернизации, инновациях, которые мы слышали на протяжении нулевых годов 21 века, РФ остается страной с петроэкономикой, которая основана на производстве и экспорте углеводородов. И эта модель пока позволяет, может быть, лучше, как раньше, или хуже, как сейчас, выживать.
По словам замдиректора «Фонда Ельцина», подобная модель развития не может быть привлекательной для стран, у которых нет запасов нефти и газа.
– Пока РФ может помогать таким странам в экономическом плане за счет сверхдоходов, которые накопила, оказывать определенные экономические привилегии за счет политической лояльности этих стран, за счет поддержки ими российской внешней политики в Центральноазиатском регионе. Но, на мой взгляд, такая политика не может продолжаться долго. Те соглашения, которые сейчас заключены, полезны. Но, как говорят англосаксы, дьявол заключается в деталях. Правоприменительная практика, как показывает опыт СНГ, ОДКБ и других объединений, всегда отстает от той правовой базы, которая создана, – считает Евгений Волк.
Поэтому от того, как будут выполняться заключенные в контексте ЕАЭС соглашения, как будет насыщаться практическим выполнением та правовая канва, которая существует и пока носит позитивный характер, будет зависеть реальный прогресс в области интеграции.
– Десять лет назад мне довелось участвовать в одной телевизионной дискуссии с Нурсултаном Назарбаевым и со всеми нами уважаемым покойным Чингизом Айтматовым. Они очень позитивно высказывались в пользу Евразийской интеграции, подкрепляли это соображениями о том, какую пользу это принесет и России, и Казахстану, и Киргизии. И всё это были правильные слова, правильные оценки. Но вопрос в том, что для правящих элит, различных групп интересов, интеграция видится по-разному. Интересы РФ не всегда совпадают с интересами Казахстана, Киргизии. Интересы отдельных групп внутри государств вступают в конкурентные отношения друг с другом по отношению к отдельным интеграционным процессам. Этого Нурсултан Назарбаев, видимо, не учитывал. Поэтому считал, что соглашения в области ЕАЭС будут достигнуты в течение двух-трех лет. В реальности понадобилось 10 лет, – сказал Волк.
По его словам, ЕАЭС предстоит очень долгий и непростой путь, который будет определяться политической волей лидеров, консолидацией элит на национальном и межнациональном уровне и в конечном итоге в решающей мере характером экономической ситуации в России и на постсоветском пространстве в целом.
– Если тот кризис, который сейчас охватил РФ, будет продолжаться, если Иран выйдет на мировые рынки в качестве крупнейшего экспортера нефти, то новое падение цен на нефть может дойти до уровня 37 долларов, – считает Евгений Волк. – С другой стороны, как это было всегда, обострение ситуации на Ближнем Востоке, как бы это парадоксально не звучало, весьма на руку России, поскольку всегда любая ближневосточная война, как угроза для путей транспортировки нефти из персидского залива, была угрозой нефтяным промыслам Ирана, Ирака, а это всегда поднимало цену на нефть. Все это может повернуть ситуацию в сторону нового повышения цен, нового «золотого дождя», который оттянет необходимость проведение реформ в РФ, но вряд ли будет способствовать каким-то радикальным переменам в будущем.