Учёные Бурятии призывают готовиться к наводнениям в 2016 году
Сегодня в БГУ состоялся круглый стол «Оценка экологических последствий на экосистемы в результате масштабных лесных пожаров в Бурятии». Основные вопросы были посвящены засухе этого года, пожарам, маловодью Байкала, а также прогнозам на будущее.
Как рассказали учёные, основная причина ЧС в Бурятии в этом году – изменения климата. Чтобы понять, как менялся климат, они подняли архивы прошлых годов. И выяснили, что подобная засуха уже была в республике несколько веков назад.
- Мы решили заглянуть в прошлое, и реконструировали сток Селенги 300 лет назад по древесным кольцам. И увидели большие мегациклы водности, анализировали их и выяснили, где прошли большие пожары. С 1726 по 1745 годы - то, что названо «великой» засухой, там тоже сопровождались пожарами на большой территории. Такой же большой цикл мы наблюдаем в середине 19-го века. Это подтверждается записями декабристов и из церковных книг. Вот как маловодье – так пожары, - рассказал директор Байкальского института природопользования БНЦ СО РАН Ендон Гармаев. – Последнее маловодье мы наблюдаем с 1996 года. Нет осадков, всё накопилось, и мы перешли порог, после которого у нас тайга вспыхнула как порох.
По официальным данным, в этом году выгорело 760 тысяч гектаров леса, при этом количество очагов было всего около 1500. Ранее, как заявляют учёные, количество очагов бывало и больше – до 2,5 тысяч, однако при этом площадь возгораний была меньше. Тем самым средняя многолетняя характеристика по площади в этом году увеличилась в 12 раз.
Помимо этого учёные заявляют: в Бурятии среднегодовая температура воздуха идёт на повышение, как и во всём мире – зимы становятся более мягкими. Так, в среднем по республике за последние годы она повысилась на 1,8 градуса, а на некоторых территориях Забайкалья показатель повысился до 3-х градусов. Осадков, свою очередь, становится меньше.
- Увеличилась экстремальность природных явлений. То есть, если холодные зимы – мы бьём все рекорды. Если сухие годы – тоже бьём все рекорды. По наводнениям идёт череда – Алтай, Амурская область, нас пока миловало, но зато какие пожары! – говорит учёный.
При этом Ендон Гармаев добавляет, что за многолетний период было несколько максимумов повышения стока Селенги. Абсолютный максимум был в 1936 году, чуть меньше – в 1973. И в основном все – после периода маловодья.
- Многие помнят, что в 73-м году всю нижнюю часть Улан-Удэ топило. Улицы Шмидта, Свободы и так далее. Тогда как раз было 1,5 тысячи кубических метров в секунду. Этому предшествовал очень сухой маловодный год – 1972-й. Что мы сегодня видим – в 2014 году 580 куб. метров в секунду. Сейчас год не завершился ещё, но этот показатель будет ещё меньше, - заявил сотрудник БНЦ.
В связи с данными изучениями, учёные пришли к выводу, что в будущем республику ждёт три варианта развития событий. Первый – экстремальное маловодье продолжится, второй – будет «мягкий» выход из этой ситуации и третий – сильные наводнения.
- Во всяком случае, я предупреждаю наши службы, чтобы готовились к наводнению. Это не помешает, потому что если придёт наводнение, потому что там для принятия какого-либо решения будет всего сутки. Некогда будет совещания проводить, - говорит Ендон Гармаев.
Кроме того, сотрудников РАН беспокоит тот факт, что на Байкале уже в апреле этого года были замечены провалы – когда подо льдом образовалась пустота. Раньше, как говорят учёные, такого не наблюдалось.
Как оказалось, сейчас, в преддверии зимы, среднее наполнение озера снизилось с 1 сантиметра до 1 миллиметра в сутки. При этом учитывая сброс ГЭС в Иркутской области, 1 сантиметр Байкала уходит всего за двое суток. Поэтому уже через 20 дней уровень озера вновь достигнет критической отметки. Раньше в это время сбросы ГЭС снижались по постановлению правительства России, однако в этом году пока обратить на это внимание не удаётся – интересы Бурятии «расходятся с Иркутской стороной». Поэтому местные учёные настаивают снова на вводе режима ЧС.
Мария Токмакова, «Байкал-Daily»