Успокоительное от Премьер-министра
Традиционное интервью по итогам года, которое в среду премьер-министр Дмитрий Медведев дал пяти телеканалам, началось с оценки текущей ситуации в экономике.
На этот раз вопросы главе кабмина задавали телеведущие Ирада Зейналова ("Первый канал"), Сергей Брилёв ("Россия"), Кирилл Поздняков (НТВ), Елизавета Осетинская (РБК) и Михаил Фишман ("Дождь").
Дмитрий Медведев заметил, что антикризисный план правительства оказался эффективным и не только дал возможность выдержать самый сложный период этого года, но и принес результаты по всем важнейшим направлениям.
Падение экономики и производства приостановлено, и в правительстве считают, что в следующем году начнется рост. А на случай непредвиденных ситуаций у Белого дома имеются планы B и C.
По поводу ранее высказанной обеспокоенности министра финансов Антона Силуанова тем, что Резервный фонд в следующем году может быть исчерпан, премьер министр напомнил, что этот фонд создавался не для вечного хранения, а чтобы тратить деньги в таких ситуациях, как сейчас.
Но тратить нужно разумно и пополнять фонд при любых возможностях, каковых было немало даже в текущем году.
Отвечая на вопрос о введении новых налогов, Медведев заверил, что подоходный налог меняться не будет, поскольку это экономически нецелесообразно.
Также правительство не станет перекраивать налоговую систему в целом.
Налог на роскошь не появится – уже есть повышенное налогообложение дорогой недвижимости и люксовых автомобилей, и этого довольно.
Затронув тему повышения пенсионного возраста, Медведев напомнил, что нынешняя планка была установлена еще в 1932 году, когда средняя продолжительность жизни по стране составляла 35 лет (голод и т.п.).
С тех пор многое изменилось, женщины стали жить до 76 лет, мужчины поменьше, но их продолжительность существенно выросла.
Очевидно, что и границы пенсионного возраста надо пересматривать. Однако общество в целом к этому еще не готово и дискуссия будет продолжена. Никаких решений правительство пока принимать не будет.
Что касается заморозки накопительной части пенсии, то премьер считает: интересы людей от этого не пострадают, а правительство от нее получит средства в размере 345 миллионов рублей для оперативного решения насущных задач.
Медведев заметил, что в советское время работающие пенсионеры пенсии не получали, а сейчас получают. Правда, она у них не индексируется, но для работающего человека такие небольшие суммы не должны иметь значения.
У премьер-министра есть ощущение, что киевские власти не вернут долг России в 3 миллиарда долларов, потому что жулики.
Жульничают и международные финансовые организации, когда говорят, что долг как бы не совсем суверенный.
Решив и дальше кредитовать дефолтную Украину, МВФ впервые за свою практику окунулся в политику.
Теперь многие страны-должники будут иметь основания просить дать им такие же условия, как Украине. МВФ надо реформировать. А Россия пойдет в суды. Украина обязана заплатить по этому кредиту. То, что никто не дал гарантий за Украину говорит об общем неверии в ее платежеспособность.
На вопрос, почему контрсанкции России привели к росту цен и что будет дальше, Медведев ответил, что на цены больше влияет курс рубля, а на него – цена нефти.
Сейчас доля нефтяных доходов в бюджете составляет 44%.
Это много, но ведь были и времена, когда она доходила до 70%. Россия постепенно освобождается от нефтяной зависимости, хотя делается это медленнее, чем хотелось бы.
История же с Турцией на ценах сильно не отразится.
Турецкие поставки не очень значительны и добавят в инфляцию от 0,2 до 0,5%. К тому же, еще ничего не закрыто, все произойдет с 1 января, и тот рост цен, который отмечается сейчас – это спекуляции поставщиков.
Премьер отметил, что с импортозамещением лучше других справились сельское хозяйство, химическая промышленность (рост на 6%), фармацевтика (выросла на 12%), судостроение, двигателестроение.
Когда речь зашла о "туристическом замещении", Медведев сказал, что ничего хорошего в этом нет, но правительство делает выбор в пользу безопасности, поскольку повторение терактов на воздушных линиях очень возможно.
С Турцией же имела место защитная реакция нашего государства. В двадцатом веке по таким поводам, как сбитый самолет, начиналась война, теперь ограничились санкциями. Наши курорты пока слабая альтернатива зарубежным, но сервис подтянется.
Животрепещущая тема – дальнобойщики и система "Платон". По словам премьера, бастуют не все.
В системе зарегистрировались уже 700 тысяч, то есть, подавляющее большинство. Это даст 40-50 миллиардов в дорожные фонды (государство тратит триллион).
Самое большое воздействие на износ дорог оказывают именно тяжелые грузовики, которые за это ничего не платят.
Нужно привыкнуть за такие перевозки платить. Сумма тарифа была уменьшена, штрафы понизили.
На настойчивые вопросы про расследование навальненского ФБК о связи членов семьи генпрокурора Юрия Чайки с криминалом, Дмитрий Мдведев ответил, что это могла быть заказная публикация, являющаяся частью политической борьбы.
Не надо ориентироваться на публикации, только правоохранительная система может разобраться в ситуации, призвал он. Если сейчас реакции властей нет, то это не означает, что ее не будет. Ситуация анализируется.
Дмитрий Медведев опроверг утверждение, что поворот на восток не дал России конкретных результатов.
В доказательство он привел газопровод "Сила Сибири" и трубопроводные поставки нефти Китаю, которые уже приносят десятки миллиардов долларов.
На вопрос ожидается ли следующий год таким же тяжелым, как текущий, Медведев ответил успокоительным заявлением, что все будет хорошо и мы преодолеем все трудности.
Год был непростым, но в нем случались и светлые моменты, например, мы прекрасно отметили 70-летие Победы.
А ситуация, по преимуществу, было омрачена терроризмом, который поднял голову во всем мире.
Александр Романов