Не замять дело. Как человеку противостоять беспредельщикам во власти?
В Петербурге ведётся следствие по двум резонансным уголовным делам: полицейский Андрей Артемьев подозревается в том, что в хмельном угаре застрелил на рабочем месте посетителя, а депутат Игорь Коровин в избиении пенсионера, который встал на его пути в винный магазин.
В обоих случаях интересы потерпевших представляет адвокат Виталий Черкасов, экс-сотрудник МВД. Он считает, что беспредельщикам во власти нужно давать отпор.
Воспитываем Евсюковых
Виталий Черкасов: - Я пришёл в эту систему воспитанный на советских книжках о добре и зле, кинофильмах, думал, что со своими принципами смогу быть полезным обществу. Но оказалось, что постперестроечной России подобные люди особо не нужны... В 90-е годы в ней сложился такой психологический климат, когда немало сотрудников милиции в первую очередь стали отстаивать свои корыстные интересы. А по карьерной лестнице продвигались порой самые аморальные люди. В итоге настал день, когда мне, следователю, предложили закрыть дело, где имелись конкретные обвиняемые - представители преступной группировки. Они среди бела дня расстреляли двух прохожих на глазах у свидетеля, который потом и опознал преступников. Тогда я искал правды в прокуратуре, за что на меня ополчился весь отдел. Пришлось написать рапорт на увольнение и выйти на пенсию. С тех пор и занимаюсь делами, связанными с произволом в правоохранительных органах. А подход к работе там во многом остался прежним: система работает больше на статистику, чем на результат. Дела раскрываются не с помощью научно обоснованных экспертиз, а по старинке: завели человека в кабинет, и через час появляется явка с повинной. Большáя часть приговоров в судах строится лишь на чистосердечном признании, и люди, чья вина стоит под вопросом, порой оказываются в местах лишения свободы.
Кроме того, сами рядовые сотрудники полиции в этой системе остаются винтиками. Как в 1980-1990-х годах из нас выжимали все соки, не предоставляя должных условий, так и сейчас. Во многих регионах полицейские не могут выехать на место происшествия, так как лимит бензина на сутки - 15 литров. В отделах нет психологов. Помню, мой напарник в своё время застрелил человека, напавшего на него с топором во время задержания. Ему пожали руку и отправили дальше работать. Страшный стресс он переживал сам, с помощью алкоголя... Поэтому человечнее нужно относиться и к самим людям в форме. Сейчас в правоохранительные органы приходит немало достойных и честных людей, но, попав в сложившуюся систему, они нередко либо вынуждены уходить, либо играть по её правилам. А раз-два ударив потерпевшего, закрыв глаза на произвол, ты опускаешь свою планку всё ниже. Так вырастают майоры Евсюковы, стреляющие в супермаркетах.
АиФ-Петербург, Ольга Сальникова: - Нет ли сейчас попыток «замять» дело с полицейским Артемьевым, подозреваемым в расправе над человеком в собственном кабинете?
- Нет, дело уже стало резонансным и вышло на федеральный уровень. Свою роль здесь сыграло то, что трагедия произошла в Петербурге - крупном мегаполисе, где хорошо развит общественный контроль, в том числе и со стороны СМИ. Журналисты, узнав о трагедии, тут же приехали в райотдел и просто взяли здание в осаду. Ничего не оставалось, как возбудить дело и начать его расследовать надлежащим образом. Следователи по горячим следам отработали хорошо - нет никаких оснований считать, что дело «замнут». Хотя по России немало примеров, когда задержанных вылавливали в реках, находили на свалках - и лишь потом удавалось установить, что смерть наступила в отделе полиции.
В то же время 16 июля 2015 года в небольшом городке Сланцы Ленобласти из окна 4-го этажа отдела полиции выпал подозреваемый и разбился насмерть. Предварительно он подписал явку с повинной, напечатанную на компьютере на 4 листах. Уголовное дело не возбуждено, никто об этом не говорит (следствие не усмотрело состава преступления в действиях сотрудников полиции. - Ред.).
Начинать - с верхов
АиФ-Петербург: - Вы также выступаете на стороне защиты в другом громком деле: отстаиваете интересы 66-летнего пенсионера, на которого напал с кулаками депутат петербургского ЗакСа от КПРФ Коровин. Уже заведено уголовное дело. Получается, «система» может встать и на защиту простого человека?
- В этот раз действительно пошли по пути справедливости. Самое печальное, что каждый раз, когда я встречаюсь с пенсионером Александром Пименовым, который попал депутату под горячую руку, я вынужден проводить психологический тренинг. Он боится народного избранника больше, чем бандита... Опасается, что в подворотне ему «дадут по голове». И вот я его уговариваю: «Вы теперь известная личность, за вас вступился весь город, и в интересах самого депутата, чтобы ни один волос не упал с вашей головы». Так и работаем... А в целом я считаю, что нужно всегда защищать свои права - каким бы высоким чином не обладал обидчик. Если мы будем всегда «утираться» - гражданское общество нам не построить, а обидчики будут «бить» всё сильнее.
АиФ-Петербург: - Россияне хотят жить в правовом государстве, но при этом сами соблюдать правила нередко не хотят, ко взяткам относятся лояльно...
- У меня есть знакомый - большой патриот, но про коррупционные скандалы говорит так: «Был бы я на месте этого чиновника, тоже бы брал». То есть страну человек любит, но готов обворовывать. И такая психология сложилась у многих россиян. На мой взгляд, это произошло потому, что нередко, сидя на своём месте, человек не может выполнять обязанности честно. А вынужден юлить и лавировать. Врачи и полицейские должны мухлевать со статистикой, члены избирательной комиссии - с бюллетенями, учителя заниматься поборами с родителей. В Петербурге это происходит не так явно. Но я всю жизнь прожил в Забайкалье, и там моя супруга ходила на родительские собрания, чтобы узнать не как учится наша дочка, а какую сумму нужно принести в помощь школе. И когда этот учитель слышит про коррупционный скандал с чиновником, он уже не может воспринимать информацию адекватно. Он считает, что это нормально, так как и сам не совсем чист. Менять такой опасный подход нужно с верхов - чиновники должны стать примером нравственной чистоплотности. Если депутат своим примером будет показывать, что нельзя на служебном автомобиле Заксобрания в рабочее время приезжать в винный магазин и набрасываться с кулаками на вставшего на пути охранника, тогда мы будем жить в правовом цивилизованном государстве.