Режим Пашиняна ведет Армению в пропасть
Для Еревана международное признание геноцида армян более не является приоритетом
Глава МИД Армении Арарат Мирзоян заявил, что Ереван «больше не считает приоритетом» международное признание геноцида армян в Османской империи. Он уверен — это решение поможет наладить отношения с Анкарой и выйти из региональной изоляции. Как считают эксперты, путь, выбранный режимом Пашиняна, может привести Армению в пропасть.
«Наши главные задачи — урегулирование отношений с Турцией и Азербайджаном, подписание мирного договора с Баку, делимитация границы и разблокирование коммуникаций. Вопрос международного признания геноцида не является приоритетом в нашей повестке», — отметил глава МИД. Мирзоян подчеркнул: между Ереваном и Анкарой налажен диалог, страны обсуждают установление дипотношений. «Эксперты провели работу по оценке инфраструктуры на границе, в том числе участка железной дороги Гюмри – Карс», — сообщил он. И посетовал, что Анкара откладывает решение всех вопросов до момента, когда Армения нормализует отношения с Азербайджаном.
Министр экономики Геворг Папоян заявил, что главная задача правительства — «обеспечение благосостояния граждан и развитие отношений с другими странами». По его словам, в этой логике Ереван действует очень успешно: в первом полугодии 2014-го экономика Армении выросла на 6,5%, а в прошлом году — на 8,3%. Оппозиция обвинила команду Пашиняна в сдаче государственных интересов и разрушении национальной идентичности. Депутат Айк Мамиджанян назвал это «цинизмом и предательством». «Идет постоянная сдача национальных интересов. Они заявляют, что территории нашей страны оккупированы, но азербайджанцы просто пришли и сели на них. Они говорят о возвращении пленных, но в мирном договоре и речи об этом нет. Эта песня называется «танцы под турецкий дудук»», — подчеркнул он.
Как сообщил политолог Богдан Безпалько, ранее Турция действительно блокировала Армению, чем сильно сдерживала ее экономическое развитие.
«Население Армении очень устало от постоянной борьбы за независимость, за свое место под солнцем. Поэтому они в итоге решили отказаться от требований признания геноцида армян в 1914–1915-м — ради того, чтобы в геополитических меркантильных целях добиться улучшения отношений с Турцией. Протестов против такой политики нет как раз потому, что простые армяне устали за что-либо постоянно биться. По сути, в Армении не было каких-то запредельно массовых протестов и после утраты ею Карабаха», — отметил Безпалько.
Он уверен, что внутри самой Армении геноцид вековой давности, устроенный «младотурками», останется основой национальной идентичности.
«В этом плане во внутренней политике у армян всё в порядке. Но на внешнем периметре у них явно не хватает сил и ресурсов, чтобы навязывать миру свою позицию по геноциду. В армянской идентичности этот геноцид останется навсегда, — указал аналитик. — Ереван сейчас проводит диверсификацию своей внешней политики. Она ориентирована не только на РФ и страны СНГ, но и на Запад, и на Турцию. При этом 85-миллионная Турция объективно гораздо мощнее, чем трехмиллионная Армения. Это маленькая страна, небогатая, замкнутая в горной местности, не имеющая выхода к морю, да еще и потерпевшая поражение в войне с Азербайджаном. На ее фоне Турция, имеющая мощную гражданскую и военную промышленность, выход к двум морям и контроль над Черноморскими проливами, — это слишком мощный противник для Еревана».
Сегодня у Армении нет объективной возможности конкурировать с турками ни в одной сфере, включая геополитику, указал он.
«Армения могла себе позволить подобное только тогда, когда была в составе Российской империи. По результатам Первой мировой часть территорий Османской империи, которые когда-то были Арменией, была отвоевана у турок, а потом бездарно возвращена Турецкой республике большевиками. Сейчас Ереван находится не в лучшем положении и в лице своей элиты выбирает «прагматичный подход» во внешней политике. Заявление главы МИДа говорит, что в ближайшем будущем Армения может перестать учитывать признание/непризнание геноцида армян той или иной страной в международных отношениях. Ранее это был один из ключевых критериев для Еревана», — сообщил аналитик.
На фоне установления дипотношений с Турцией Армения может выиграть экономически, но в будущем из-за этой «дружбы» может вновь лишиться территорий, говорит он.
«Да, армяне тут серьезно рискуют. Как говорил Черчилль после Мюнхенского сговора в 1938-м, «если между войной и позором вы выбираете позор, то в итоге получите еще и войну». Имея довольно слабую армию, Армения не способна сопротивляться ни Анкаре, ни Баку, что чревато потерей территорий. Это, например, Зангезурский коридор или экстерриториальная дорога, которая будет идти из Нахичевани в Азербайджан и т. д. Но сегодня смоделировать все геополитические, военные и экономические условия в регионе невозможно. Со стороны общение Еревана и Анкары выглядит как «дружба» небольшого потрепанного кота с леопардом, от которого кот в любой момент может ожидать самых неприятных сюрпризов», — заключил Безпалько.
Армянский политолог Эдуард Шармазанов считает, что в очередных шагах капитулянтского режима Пашиняна нет ничего необычного.
«Всё это вполне укладывается в рамки концепции Болтона. В 2018-м, вскоре после «бархатной революции», в Ереван для встречи с Пашиняном приезжал советник президента США по безопасности Джон Болтон. Он прямо заявил, что Армения и ее народ «должны избавиться от исторических стереотипов». С точки зрения США, среди таких стереотипов — отказ от признания геноцида армян в мире, отказ от права народа Арцаха на самоопределение, отказ армян от традиционных ценностей в пользу ЛГБТ-фетишей, отказ от братского союза с Россией и т. д. Режим Пашиняна просто четко следует той политической линии, которую для них наметил «ястреб» из Вашингтона Джон Болтон», — сообщил Шармазанов.