Санкции России против Турции: кто пострадает больше
Резкое похолодание в российско-турецких отношениях одномоментно создало новую экономическую реальность. Не далее как в сентябре президент Турции Эрдоган ставил целью увеличение товарооборота между двумя странами до 100 миллиардов долларов к 2023 году, а сейчас Россия ввела экономические санкции в ответ на катастрофу Су-24, которые могут поставить жирный крест на этих планах. Турецкие власти все еще призывают Россию отменить санкции и одновременно грозятся найти достойный ответ. Андрей Ковалев уверен - несмотря на то, что российский экспорт в Турцию в разы превосходит импорт, структура товарооборота между двумя странами такова, что в случае размена санкционными ударами Россия способна нанести экономике Турции значительно более серьезный ущерб.
Анализ товарооборота между Россией и Турцией показывает значительный дисбаланс между импортом и экспортом. В 2014 году Россия продала в Турцию товаров на $24,8 миллиардов, а купила только на $6,6. При этом более 64,1% от российского экспорта составляет сырье: природный газ, нефть и продукты их переработки, еще 19,3% приходится на металлы и изделия из них.
Турецкий экспорт в Россию состоит из машиностроительной продукции (30,8%), химической (11,1%), продовольствия (26,5%) и текстиля (16,3%), то есть готовых продуктов тех отраслей, конкуренция в которых на мировом рынке крайне высока. Российские власти воспользовались этим, введя ограничения на поставки овощей и фруктов, потери от которых для Турции составят около $1,4 миллиарда в год. Ответить на эту меру без ущерба для собственной экономики турецкой стороне будет гораздо сложнее.
Структура импорта энергоносителей Турцией, нефть и газ. Источник - EIA
За все время после инцидента с самолетом Россия ни разу не поднимала тему возможных ограничений на поставку газа в Турцию – подобная мера стала бы ударом по репутации нашей страны как надежного поставщика и лишила бы ее крупного покупателя российских энергоресурсов. Турецкое руководство, в свою очередь, заявило, что готово в качестве ответа на продовольственное эмбарго подыскать замену российскому газу.
Однако пока эти слова выглядят пустой угрозой. Россия обеспечивает почти 60% всего газа, который импортирует Турция, и реальных альтернатив этим поставкам на сегодняшний день просто нет. Вторым по размеру поставщиком энергоресурсов в Турцию выступает Иран – страна, с которой у Анкары тоже непростые отношения (не в последнюю очередь из-за поддержки Тегераном президента Сирии Башара Асада). К тому же в прошлом стороны банально не могли договориться о цене. Закупки сжиженного газа из Катара, о которых Турция объявила на днях, может считаться заменой российским поставкам лишь на бумаге. Такой вариант потребует масштабных инвестиций в инфраструктуру и будет обходиться турецкой экономике существенно дороже.
Число иностранных туристов в Турции за период с января по сентябрь 2015 года. Источник – Bloomberg.
Еще более значительным ударом по турецкому ВВП станет перекрытие потока российских туристов, которые из года в год обеспечивали работой целые курорты на средиземноморском побережье и привносили в экономику страны миллиарды долларов. За период с января по сентябрь 2015 года Турцию посетило 3,3 миллиона отдыхающих из России. По этому показателю впереди оказалась только Германия. Эксперты оценивают вклад российских туристов в экономику Турции за 2014 год в $3,7 миллиарда. Заменить эти огромные доходы чем-то иным Анкара не в состоянии.
Дефицит торгового баланса Турции в сравнении с доходами от туризма. Источник – Bloomberg.
Для турецкой стороны ситуацию усложняет то, что ее баланс текущих операций уже несколько лет подряд имеет отрицательные значения. Только в октябре дефицит составил $3 миллиарда. До недавнего времени его сглаживали доходы туристической отрасли, но после ограничения продаж путевок среди граждан РФ риски девальвации лиры резко возросли. Платежный баланс России в сравнении выглядит гораздо более устойчивым – после падения курса рубля в декабре 2014 года объем импорта в долларовом выражении резко сократился, что позволило сохранить здоровый профицит даже несмотря на падение доходов от экспорта энергоносителей.
Россия обладает стратегическим преимуществом практически в каждой сфере торгово-экономических отношений с Турцией, и в случае ответных действий всегда сможет нанести ее экономике еще более серьезный урон. Понимая это, турецкое руководство вряд ли пойдет на дальнейшее осложнение отношений и, скорее всего, ограничится символическими мерами в расчете на внутреннюю аудиторию.
Тем не менее, Россия исчерпала наиболее очевидные и ассиметричные варианты для санкций, и эскалация торговой войны уже ударит по нашей экономике. Одними помидорами Турция, конечно, не отделается, но вот дальше помидоров и туризма в экономической сфере дело зайдет вряд ли.