Про "белые конвои"
1. Первоначально, большой процент гуманитарных вопросов по Донбассу закрывали волонтерские объединения, которые осуществляли поставки собранной гуманитарной помощи из России и других стран на Донбасс, причем делали это еще до того, как первый "белый конвой" отправился в путь (хотя еще до "белых конвоев" существовали менее публичные каналы помощи). Волонтеры сыграли очень важную роль летом 2014 года, когда даже те крохи, которые удавалось пропихнуть через границу, серьезно помогали ополчению. Осенью 2014 года волонтерские организации сыграли большую роль в купировании надвигавшейся на Донбасс гуманитарной катастрофы и угрозы голода, а так же приняли деятельное участие в обеспечении ВСН формой и амуницией для зимней кампании 2015 года. Но уже в начале 2015 года по мере наращивания интенсивности "белых конвоев" и иных каналов предоставляемой помощи, МЧС РФ постепенно начало брать ситуацию с гуманитаркой под свой контроль. Увеличились трудности с переходом границы, появился блок на медикаменты, сам процесс начинал бюрократизироваться, общий контроль над границей вырос.
2. К весне 2015 года волонтерское движение начало переживать серьезный кризис - в силу усталости от войны и непонимания гражданами, когда все это закончится и закончится ли вообще, резко просели сборы, объемы поставок падали особенно в соотношении увеличивающейся гос.помощью. По большому счету уже к осени 2015 года лишь несколько групп смогли продолжить работу - наиболее известные это "Новороссия" Стрелкова, "Спаси Донбасс" Корнилова и группа Жучковского (если хотите сейчас оказать помощь Донбассу, можете обращаться в одну из этих организаций) + как возили без особо громкого пиара, так и возят гуманитарку товарищи из КПРФ http://goo.gl/7j9v60. Но они составляют лишь небольшой процент оказываемой помощи, которая составляет миллиарды рублей гласно и негласно закачиваемых на содержание республик. Объемы выделяемых на гражданское и военное строительство средств значительно превосходят все то, что загоняют волонтеры и что возят "белыми конвоями", которые соствляют лишь часть предоставляемой помощи.
3. В конечном итоге, вслед за "волонтерским периодом" уйдет в прошлое и практика "гум.конвоев" пришедших им на смену и выполнявших помимо прочего задачу взятия под контроль гуманитарных потоков на Донбасс. Могу просто напомнить, как в прошлом году кричали, что вот если волонтерской гуманитарке перекроют краны, значит все - пропали республики. В значительной степени перекрыли, ну и? Прошел год, теперь тоже самое говорят про "гум.конвои", забывая как про выделяемые деньги на содержание армии и социалки (продажи угля хунте никак эти вопросы закрыть не могут) и деньги на это возят отнюдь не в "белых камазах".
Так же как не на белых камазах в республиках появляется газ, свет (который еще в 2014 кинули на Краснодон, где еще в период действий координационного штаба с "Эльбрусом" и "Дельфином" были развернуты гуманитарные склады завязанные на людей Суркова), не на "белых камазах" материализуется ГСМ для техники или запасы снарядов и ракет для Д-30 и "Градов" (если вы конечно не верите в версию хунты, что в "белых камазах" тайно провозят танки и РСЗО - для хунты специально в свое время устроили шоу с показательным досмотром "белых камазов", где естественно ни танков, ни снарядов не нашли). Недавняя ротация кураторов после скандального дела Лямина докатившегося до высоких московских кабинетов, сворачивание деятельности фондом Ферберта, проблемы возникшие в Луганске у "Кристины" (дама курировала от Суркова распределение гуманитарки) и т.д. и т.п говорят о том, что подходы к содержанию Донбасса будут меняться и они меняются уже с ноября, когда возникли проблемы у самого Суркова в связи с скандалами вокруг Лямина, Курченко, Аврамова, Иванющенко и прочих замечательных людей паразитировавших на различных мутных экономических схемах полукриминального характера сложившихся за прошедшие 1,5 года на Донбассе.
4. На текущий момент ДНР и ЛНР за свой счет очевидно существовать не могут. Если перекрыть им финансирование и ресурсную помощь, народные республики просто не вытянут, как бы Плотницкий не храбрился "Мол мы сами, сами". Именно поэтому Россия и заливает в них деньги, создавая элементарную финансово-экономическую базу под республиками, потому что иначе весь проект можно сворачивать. Хотела бы РФ в условиях кризиса снизить затраты на содержание республик - еще бы, но в условиях, когда значительная часть предприятий разрушены или вывезены в Россию/на Украину, собственных источников дохода вроде продажи угля хунте недостаточно, а возможностей вести нормальную международную коммерческую деятельность в свете неопределенного статуса республик по большому счету нет (Южная Осетия и Абхазия не в счет), то дотационный характер республик становится предельно очевидным. Попытка возложить на хунту восстановление Донбасса очевидно не прокатит (непонятливым это уже объяснили на примере госдолга Украины перед РФ), а значит РФ в том или ином виде и в 2016 году будет продолжать содержать обе республики. Деньги как и ранее будут выделяться, снаряды, ГСМ и прочее "добро" так же будет продолжать "материализовываться", социалку будут поддерживать на удовлетворительном уровне, чтобы не допустить прошлогодней гуманитарной катастрофы и выступлений населения против властей республик в случае обрушения социалки. Но при этом будут изыскивать способы сокращения расходов и в меру возможностей ограничивать масштабы воровства на пути средств выделяемых республикам как в самой России, так и внутри республик - ибо если как в случае с луганским углем по версии МГБ ЛНР украли 90% полученных средств, то сколько миллиардов в ДНР и ЛНР не заливай, все в песок уйдет - будет как с федеральными трансфертами на восстановление Чечни. Как уже не раз говорилось - если бы не текущие масштабы коррупции и воровства, социально-экономическое положение республик было бы значительно лучше. Пока не наведут хотя бы элементарный порядок в этих вопросах, как воровали, так и будут воровать, в надежде, что война все спишет.
5. Помимо вероятного закрытия/переформатирования "белых конвоев", будут по всей видимости усилены проверки на предмет расхищения выделяемой помощи и местных ресурсов (дело Лямина явно будет не последним), будут попытки запустить некоторые предприятия (из тех, которые еще можно запустить) и попытки наладить серые экономические схемы через линию фронта для привлечения дополнительных фин.средств на поддержку республик (что впрочем будет натыкаться на экономическую блокаду со стороны хунты). В силу этого, волонтерское движение по-прежнему сохранится и сможет закрывать некоторые дыры связанные с ограниченностью средств выделяемых для Донбасса, при этом как и ранее основной сегмент помощи будет закрываться государством. В этом связи существенного роста материального достатка граждан ДНР и ЛНР в следующем году можно не ожидать, так как на данный момент нет серьезных предпосылок, чтобы резко изменить ситуацию к лучшему - заливать Донбасс деньгами как это в свое время делали с Чечней вряд ли будут. Экономическая ситуация в РФ сейчас немного другая, нежели в середине "нулевых". Поступающие сейчас ресурсы идут по большому счету на "поддержание штанов" и примерно на этом уровне и сохранятся как минимум до получения ясности в вопросах политических перспектив ДНР и ЛНР.
6. Многое покажут события января-марта, когда и если на дипломатическом фронте будет прояснена ситуация с выборами и минскими соглашениями - если никакого прорыва не будет (а его вероятно не будет), то скорее всего Кремль просто вернется к "приднестровскому сценарию", который был отложен осенью 2015 года и экономические отношения между РФ и ЛДНР окончательно станут аналогичными связям с другими непризнанными государствами вроде Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии. Грузы через границу, как возили, так и будут возить. Заявления же Плотницкого на тему "отучать от гум.помощи" возможно связаны еще и с тем, что произойдет определенная легализация различных серых схем связанных с бизнесом в приграничных районах и выводу их из тени. Сейчас на этих серых каналах сидят различные спекулянты, что во многом обеспечивает неадекватные цены в республиках за счет спекулятивных накруток и откровенно вредительской таможней между ДНР и ЛНР. С начала 2015 года МЧС РФ усиленно боролась (при помощи погранслужбы ФСБ и ряда других структур) с коммерческими грузами (то есть торговля через границу уже шла, просто она была где-то на уровне контрабанды), которые выдавались за гуманитарку (из-за это во многом и пострадали поставки медикаментов для соц.объектов и военных). Вполне резонно, что в республиках заинтересованы в укреплении экономических связей с РФ, так как на снятие блокады особо не надеются, а сбывать продукцию где-то надо (и при текущей конфигурации границ, кроме России особо вариантов и нет). Главная проблема - неопределенный правовой статус республик и их весьма туманное будущее. В условиях отсутствия в РФ соответствующей нормативно-правовой базы с признанием местных паспортов и различных документов ДНР и ЛНР на территории РФ, крайне затруднительно вести коммерческую деятельность через границу. Южная Осетия конечно может выступить в роли своеобразной прокладки легитимизирующей определенные экономические процессы, но это слишком паллиативное решение, отсюда и постоянное муссирование вопроса с легитимизацией РФ местных паспортов и прочих документов, которое "уже вот-вот, но все никак". Но РФ как известно этот вопрос с осени 2015 перенесла на весну 2016 в рамках общей линии на заморозку конфликта, так что тут остается только ждать.
В целом же, помощь республикам как поступала, так и будет поступать безотносительно того, будут это "белые конвои" или будут задействовать другие, менее распиаренные схемы по работе с границей. Основной маркер тут как и ранее - контроль над границей, если границу сдадут, тогда да, сливайте воду. Кто контролирует границу, тот контролирует происходящее в ДНР и ЛНР. Но на текущем этапе речь о передаче границы очевидно не идет и те, кто предрекал передачу границы до нового года сейчас уже не очень любят вспоминать о своих предсказаниях на фоне продолжающейся своим чередом войны.