Солнце готовит сюрприз летом 2025 года: как максимальная активность звезды повлияет на Землю
Pinned onto Новости
Максимум нынешнего цикла солнечной активности наступит будущим летом, заявил руководитель Лаборатории солнечной астрономии РАН Сергей Богачев. Между тем, согласно западным оценкам, пик, возможно, уже пришел. Тонкость в том, что, находясь на пике, мы никогда не знаем, что действительно там находимся. Разбираемся, почему так.
Есть разные оценки, сказал Сергей Богачев, но российские астрономы считают, что максимум солнечной активности наступит именно будущим летом.
«Активность в 2024 году уже была очень высокая, и, хотя ноябрь пока выглядит более-менее спокойно, скорее всего, это временная пауза, и Солнце вернется к росту уже в ближайшее время. Этот цикл уже превысил прогнозы на 70%», — сказал Сергей Богачев.
Ожидаются экстремально сильные солнечные вспышки, предупредил российский астроном. И, когда пик окажется пройден, шоу не остановится: «Активность останется повышенной еще как минимум до 2026-го, а может, и до 2028-го года. Таким образом, риски для Земли не закончатся», сказал Сергей Богачев.
На днях НАСА собирало большую пресс-конференцию, на которой утверждалось, что Солнце, напротив, уже достигло пика. Ранее прогнозировалось, что период максимальной активности продлится с октября 2024-го по январь 2025-го. Таким образом, как и сказал Сергей Богачев, оценок и прогнозов в самом деле много.
Как же определяется факт, что Солнце – на пике активности? Для этого подсчитывается число солнечных пятен, а также число групп, в которые организованы солнечные пятна. По формуле (очень простой, на уровне третьего класса школы) вычисляется так называемое число Вольфа, которое и есть показатель солнечной активности на эту минуту. Чем больше число, тем выше активность. Этот критерий был предложен еще в XIX веке, и, хотя сегодня у астрономов появилось множество других показателей для оценки активности, числа Вольфа остаются «официальными» цифрами.
Но вот беда – число Вольфа постоянно меняется. Пятна появляются, исчезают, заходят за край солнечного диска, появляются оттуда; группы пятен создаются и распадаются. Поэтому числа Вольфа приходится усреднять. Вычисляется среднее за месяц, а дальше вот такое правило. Максимум считается пройденным, если полгода до данного месяца число Вольфа не превысило значение данного месяца. И полгода после.
Например, мы заметили, что в июле число пятен и групп (число Вольфа) было велико. Шесть месяцев до июля (январь-июнь) таких больших показателей не было. Но и шесть месяцев спустя (август-январь) тоже. Тогда мы говорим, что в июле был пик солнечной активности. Но когда мы сможем это утверждать? Конечно, через полгода после июля. То есть в феврале. Вот и выходит, что, находясь на пике, мы никогда не знаем точно, а на пике ли мы. В самом деле, может завтра пятен будет еще больше.
Высокая солнечная активности – это солнечные вспышки и магнитные бури. Люди, которые чувствуют колебания магнитного поля Земли (или им кажется, что чувствуют – психосоматику никто не отменял), испытывают всякие проблемы. Хотя медицинская статистика влияние магнитных бурь если и видит, то незначительное.
Согласно учению русского ученого Александра Чижевского, пик активности – это еще и разгар пандемий, эпидемий, и даже преступность выходит из берегов. Вообще, люди как бы дуреют. Все эти факты не раз подтверждены статистикой, но мы понятия не имеем, почему так.
Что касается погоды, напрямую солнечная активность с ней не связана. Вспоминаются года с очень плохим, дождливым летом – и высоким уровнем солнечной активности. Но мы вдобавок живем еще и во время глобального потепления. Чем бы оно ни было вызвано, скажи, что будущее лето окажется жарким, и (почти) не ошибешься. А жаркое лето, когда с безоблачного неба палит Солнце, да еще в максимуме активности – это как минимум много ультрафиолета. Вот тут опасность реальная, и людям надо бы поберечься. Носить шапку, прятаться в полдень от прямых лучей, применять кремы, да хорошие.
Но мы об этом не раз напишем, когда лето поближе окажется. Сейчас, в ноябре, пишешь, «жаркое лето», и все равно как-то приятно. Вот бы там оказаться. Так что с пиком активности или нет, лета – ждем.