АСРФ: Только значительное сокращение квоты на вылов минтая обеспечит рентабельность промысла
Фото с сайта Русской рыбопромышленной компании
Промысел минтая в Беринговом море может стать нерентабельным, и только значительное сокращение общего допустимого улова (ОДУ) — до уровня фактического вылова за 2024 год, который оценивается до 480 тыс. тонн, — обеспечит экономическую целесообразность промысла. В случае несущественного снижения сохранятся высокие риски недоосвоения квот на добычу, кроме того, отрасль не достигнет эффекта в увеличении стоимости экспорта. Такие данные привел президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев на Дальневосточном научно-промысловом совете (ДВНПС), сообщает пресс-служба объединения.
По его данным, освоение минтая в Беринговом море в 2024 году снизилось почти на 25%, среднесуточные уловы крупнотоннажного флота — почти на 30%. В текущем году ОДУ минтая в Западно-Беринговоморской зоне находится на уровне 700 тыс. тонн, при том что фактический вылов к концу года оценивается в 475‒480 тыс. тонн. Для 2025 года, по прогнозу Алексея Осинцева, высокий риск недоосвоения квот сохранится, если допустимый улов в Западно-Беринговоморской зоне будет оставаться на уровне 700 тыс. тонн. В связи с этим отраслевые объединения рыбаков считают необходимым снизить ОДУ минтая на следующий год: с таким предложением выступают Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), АСРФ, Всероссийская ассоциация рыбопромышленников и экспортеров (ВАРПЭ).
Причиной снижения добычи минтая называется следствие выраженных гидрологических изменений. Ослабление миграции этого вида из восточной части Берингова моря влияет и на экономику промысла, так как теряется время на поиск скоплений рыбы. Негативно на ситуацию также влияет запрет вылова сельди в этом же районе, из-за которого ряд рыболовных судов вынуждено уходит в сентябре из Берингова моря в другие районы, в частности, на север Охотского моря.
Алексей Осинцев также отметил, что большой размер ОДУ сказывается на стоимости экспорта минтаевой продукции, которая снижается в том числе из-за того, что внешние рынки ожидают больше рыбы, чем фактически добывается.