Добавить новость
ru24.net
Все новости
Декабрь
2024

Кто и что стоит за оглушительным успехом боевиков в Сирии?

События последних дней в Сирийской Арабской Республике заставляют заинтересованные стороны многое переосмыслить и осознать. Менее чем за две недели поддерживаемая Россией и Ираном страна практически без боя сдалась боевикам, сделав это после 13 лет кровопролитной гражданской войны, которая должна была чему-то научить, прежде всего, самих сирийцев, боровшихся за свое право жить без страха за будущее. Но, похоже, многолетний урок не пошел впрок.

Да, вооружённая оппозиция как будто бы выполнила одну большую задачу – захватила власть. Следующая, не менее сложная задача – удержать эту власть и обеспечить гражданский мир. Любые расправы, даже не санкционированные, но допущенные новыми властителями, будут тесно ассоциировать с «новой реальностью». Хотя уже сейчас понятно: сведение счетов, самосуд и прочее внутригражданское «выяснение отношений» практически неизбежны.

В этом смысле способность оппозиции удержать от того, чему сама она стала однажды причиной, остаётся под большим сомнением. Зато не приходится сомневаться в том, что «самостоятельность» победившей оппозиции в принятии решений будет «корректироваться» старшими турецкими товарищами. Новый порядок – он же турецкий низам, будет нужен правительству Эрдогана и некоторым его партнёрам, интересы которых просматриваются на «ближней» периферии бывшей Османской империи. И речь, заметим, абсолютно не о США, «уши» которых иные видят где надо и где их нет.

Если что и должно «кануть в лету» с поучительным для всех сирийским уроком, так это иллюзии некоторых экспертов и политиков, почему-то искренне считавших, что Анкара не способна на действия, не согласованные с Вашингтоном, подобные захвату Сирии почти без единого выстрела на рубеже ноября – декабря 2024 года.

Для США и Израиля сложившийся при Асаде статус-кво в Сирии был более чем желателен. Политика, действия и мотивы властей Дамаска были вполне предсказуемы. В качестве алавитско-шиитской «прокладки» Сирия не давала возможности арабо-суннитскому объединению. Пришедшая же к власти идлибская публика не только крайне негативно относится к главному союзнику США – Израилю в регионе, но и в целом они куда менее предсказуемые. Особенно если учесть, что за оппозицией маячат турецкие «уши». Соответственно, любые договоренности с оппозицией без налаживания связей с Турцией на её условиях будут носить для Западного Иерусалима исключительно предварительный (если не сказать – непредсказуемый) характер.

Можно вспомнить и о том, что отступающая армия Асада, которой, по некоторым данным, несколько месяцев не выплачивалось жалованье, оставила много разнообразного оружия, в том числе и противовоздушных систем. Едва ли подобное могло входить в планы режима Нетаньяху и уходящей администрации Байдена. Иначе сложно объяснить многочисленные удары ВВС Израиля по складам вооружений, а также недавний заход ЦАХАЛ на сирийскую территорию с юга в так называемую «буферную зону» с явным прицелом на три южные провинции Сирии – Эль-Кунейтра, Дера`а и Эс-Сувейда.

Таким образом, выгодополучатели расположены явно в другой стороне. Накануне стало известно о подрыве боевиками «сирийской национальной армии» одного из ключевых мостов через Евфрат на направлении курдского Манбиджа. Одновременно турецкая авиация нанесла массированный удар по объектам курдских военизированных формирований в Айн-Иссе. Но ещё незадолго до так называемого «Рассвета свободы», недавней операции протурецких боевиков против курдов на западе провинции Алеппо (район Тель-Рифаата), имело место несколько ключевых событий и признаков, проливающих свет на региональные процессы.

Во-первых, турки впервые за долгие годы подписали долгосрочный контракт с французской нефтяной компанией Total на поставку сжиженного природного газа. Уже одно это событие отчетливо сообщало о нормализации турецко-французского диалога. Франция же была и остается ключевым игроком в регионе Восточного Средиземноморья, а Сирия ранее была подмандатной французской территорией. Интерес Парижа как одного из лидеров ЕС кроется в том, чтобы добиться энергетической связки с Анкарой в условиях, когда политика новоиспеченного президента Дональда Трампа с января 2025 г. может пойти по новой, неблагоприятной для французов траектории. Зачем тем же европейцам закупать газ втридорога у Штатов, когда можно это делать дешевле и на Ближнем Востоке? Кстати, президент Эммануэль Макрон уже приветствовал захват власти боевиками.

Во-вторых, после введения США санкций против «Газпромбанка» (читай: против «Турецкого потока») в Ак-Сарае потеряли экономическую нить, способную удерживать Анкару от неосмотрительных шагов в её прагматичном диалоге с Москвой. Не исключено, что американские бюрократы даже не поняли, что они наделали, подтолкнув ЕС и Турцию в объятия друг к другу.

В-третьих, и для турецкой стороны Трамп – тот ещё «кот в мешке». Турецким элитам стало понятно, что «обтяпать делишки» на Ближнем Востоке надо успеть до воцарения республиканца. С ним лучше разговаривать, занимая более выгодные позиции, и можно сказать, что в каком-то смысле Трамп по крайней мере на время объединил бывших противников.

Остаётся добавить, что и с другим лидером ЕС – Германией – у Турции «внезапно» стали ладиться дела. Среди прочего канцлер Олаф Шольц наконец одобрил поставку «Еврофайтеров» Анкаре, хотя до победы республиканца он был категорически против сделки.

В любом случае упускать европейское измерение в политике Турции было бы непростительной опрометчивостью. Внешнеторговый оборот Анкары с Брюсселем – наиболее крупный и составляет от 40 до 50% от всего внешнеторгового оборота Турции.

Вне зависимости от влияния на процесс внешних интересантов ясно одно – турки и Эрдоган лично при любом удобном моменте принесут в жертву отношения России и Турции: слишком велика пропасть цивилизационного антагонизма, слишком велико западное, и прежде всего европейское, направление в турецкой политике. Наша доля в турецком энергопотреблении в лучшем случае составит около 30%. Найти им замену сложно, но нет ничего невозможного.

Концептуально Турция по крайней мере с 2020 года, с Карабаха и Ливии ощутила запах военных успехов. Запах этот, как известно, пьянящий, и он формирует определенную атмосферу и для самих турок, и для тех, кто будет пытаться с ними взаимодействовать или найти общий язык. Так что главная проблема в том, что теперь даже у мирно настроенных партнёров Турции нехитрый выбор: либо быть готовыми дать туркам «по зубам», либо отойти в сторону и не мешать туркам делать то же самое в отношении кого-либо, разумеется – в надежде на то, что завтра беда коснется именно соседа, а не их самих.

P.S. Выступая с очередным заявлением к нации по ситуации в Сирии, Реджеп Эрдоган назвал главным условием урегулирования в этой стране соблюдение территориальной целостности этой страны. Следуя политической демагогии, он возвестил, что подход Турции обусловлен не выгодой, а представлением о сирийском народе как о братском. Не стала неожиданной готовность участвовать в процессе восстановления Сирии, а также живой интерес к массовому возвращению туда беженцев из Турции (несколько миллионов человек) по мере налаживания ситуации.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Паула Бадоса одолела Кори Гауфф в четвертьфинале Открытого чемпионата Австралии.






"Спартак" интересовался футболистом "Динамо" Тюкавиным

Дошло до Москвы: с медсестрой, избившей ребенка в Кузбассе, будут разбираться

Воронежцам рассказали о погоде на трассе М-4 «Дон» 22 января

Трамп выделил 500 миллиардов долларов OpenAI для создания суперкомпьютера