Слушать мельницу. Машинисты цементных мельниц Востокцемента рассказали о своей работе
Николай Федотов на Спасскцементе уже сорок лет «с хвостиком», как он, улыбаясь, говорит. Пришёл помощником машиниста цементных мельниц, подучился – и с тех пор трудится на этом важном участке производства.
«Цементная мельница перемалывает клинкер в цемент, - отмечает Николай Николаевич. – А мы, машинисты, и управляем ею, и добавки разные в продукцию вводим, и следим, чтобы работала наша мельница как часы. Чётко и верно».
Машинисты следят за оборудованием, за температурой, за смазочным материалом... Перед ними на пульте (а с недавних пор, рассказал наш герой, и на экране компьютера) – десятки данных и показателей.
«Инновации у нас на заводе постоянно внедряют, - говорит Николай Федотов. - Технологии на месте не стоят. Вот и управление мельницей идёт теперь через компьютер. Мне тоже учиться новому приходится, и это здорово».
В работе мелочей не бывает. Всё важно, поэтому нужно быть внимательным, спокойным, осознавать ответственность, а главное…
«Главное – слушать мельницу хорошо надо, чтобы не перегрузить ее.
Регулярно слушаешь, как там в первой камере стучит, какой звук, возвращаешься - и всё внимание приборам, - подчёркивает Николай Николаевич. – Моя мельница не капризная, работает хорошо. Душой я к ней прикипел и к своей работе. Потому и не ухожу на пенсию, не представляю себя вне завода».
На Теплоозёрском цементном заводе все машинисты цементных мельниц – представительницы прекрасного пола. Евгения Соловьёва 20 лет работает на предприятии, из них почти 15 - машинистом.
«Нам, девочкам, эта работа по душе и по силам, - улыбается Евгения Владимировна. - Начинала я с дробилки. А потом у старших коллег на заводе обучилась и стала машинистом цементной мельницы».
Важным Евгения Соловьёва считает то, что машинист должен понимать: от него зависит качество продукции. А оно складывается из множества мелочей.
«Клинкер должен быть не сырым. Не горячим. Мельница не должна париться. Масса деталей, — рассказывает Евгения Владимировна. – Я слежу за процессом. Одна часть загрузки мельницы идёт на компьютер, а другая часть выведена на пульт. Работа наша требует самых «девочковых» качеств – внимательности и усидчивости. Иначе за нашими «девочками-шарманками» (я мельницы так называю) не уследить. И конечно, необходимо прослушивать мельницу. Как она загружается, в какой камере больше клинкера, в какой меньше. Тот самый правильный звук у каждой моей девочки-шарманки индивидуальный. У большой мельницы один, у маленьких другой. А какой правильный – это только опыт помогает определить».
Ирина Чайка трудится на Якутцементе шесть лет. Сначала работала помощником машиниста цементной мельницы, набиралась опыта. И вот уже четыре года, как сама стала машинистом.
«Мне нравится процесс работы - от загрузки материала в бункеры до его транспортировки в силосы, - подчёркивает Ирина Николаевна. – Материал проходит процесс помола и измельчения до более мелких фракций, при этом необходимо контролировать и работу вспомогательного оборудования».
Ирина Чайка считает, что машинист должен обладать такими качествами, как ответственность, холодная голова, и обязательно любить свою работу, стремиться совершенствоваться.
«Это просто обязательное условие. Жизнь не стоит на месте, меняются требования, модернизируется предприятие, улучшается качество работы, стоит идти в ногу со временем и расширять свои знания, - уверена она. – А первое, что я делаю, приходя на смену, — это слушаю мельницу. Привыкла понимать её работу на слух, а затем уже по приборам, как смешно бы это ни звучало».
А ничего смешного и нет. Наоборот! Профи – это профи.
Сахалинцемент - одно из самых молодых предприятий Востокцемента. И машинистом цементной мельницы Алексей Ким работает не так давно.
«Но мне очень нравится. Это и сложно, и интересно, и ответственно, - перечисляет Алексей Мунирович. – Это новая для меня сфера деятельности, а я люблю учиться. Когда учился на машиниста, и у коллег опыта набирался, и немало специальной литературы прочитал. Хорошему машинисту нужны внимательность, рассудительность и наличие образования. Без него сейчас никуда, это раз. Второе, специалист должен понимать, какое оборудование как работает и на что влияет, понимать, что надо делать в экстренных ситуациях. Для этого тоже нужно учиться».
Смена машиниста цементной мельницы длится 12 часов. Всё это время он сосредоточен на информации и показателях, выведенных на пульт и монитор.
И на звуках мельницы, разумеется.
«Звуки, конечно, разные. Они зависят от заполняемости мельницы, — говорит машинист. – Я люблю свою работу за то, что она даёт возможность познавать новое. Мне вообще нравится на заводе - есть карьерный рост и возможность проявить себя как личность и как руководителя».