Премьер: Греция и Кипр проинформировали ЕС об идеях Турции создать ИЭЗ с Сирией
Об этом сообщил премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис греческим журналистам по итогам саммита ЕС в Брюсселе.
Премьера спросили о том, был ли ЕС проинформирован об опасности заключения соглашения между Турцией и Сирией об ИЭЗ, фактически лишающего Кипр суверенных прав в этом районе моря, по примеру незаконного турецко-ливийского меморандума об ИЭЗ, о чем заявил депутат турецкого парламента, экс-министр национальной обороны Турции Хулуси Акар. «Прежде всего, позвольте мне напомнить, что не только с точки зрения Греции, но и Европейского союза, турецко-ливийский меморандум незаконен и недействителен, — ответил Мицотакис. — Ясно, что и я, и президент [Кипра Никос] Христодулидис проинформировали наших коллег о ставших известными дискуссиях по поводу того, что между Турцией и Сирией может быть создана некая исключительная экономическая зона, игнорирующая неоспоримые суверенные права Кипра».
Греция не признает заключенный в ноябре 2019 года Анкарой с правительством в Триполи меморандум о взаимопонимании по разграничению морских зон между Турцией и Ливией. Эти зоны распространяются, в частности, на греческий остров Родос и восточную часть острова Крит, фактически лишая их права на собственный континентальный шельф и исключительную экономическую зону. Турция также неоднократно заявляла, что у греческих островов нет ни шельфа, ни ИЭЗ. В свою очередь Греция заключила в 2020 году с Италией и Египтом соглашения о разграничении морских зон. Зоны, обозначенные в турецко-ливийском меморандуме и греко-египетском соглашении, пересекаются как раз около Родоса и Крита.
Турция не подписала Конвенцию ООН по морскому праву, согласно которой страны могут расширить свои территориальные воды до 12 морских миль. В 1995 году во время ратификации этой конвенции греческим парламентом Анкара заявила, что если Греция расширит свои территориальные воды с 6 до 12 морских миль в Эгейском море, то это будет рассматриваться как нарушение национального суверенитета Турции и, следовательно, станет формальным поводом для объявления войны. При этом Турция не признает также 10-мильной воздушной зоны Греции над островами, считая, что воздушное пространство ограничено 6 милями. Тем не менее Анкара неоднократно заявляла, что хочет переговоров с Афинами по «всем спорным вопросам» в Эгейском море, включая демилитаризацию островов и права национальных меньшинств.
Греция заявляет о готовности вести с Турцией переговоры лишь по единственному, по ее мнению, спорному вопросу установления границ исключительной экономической зоны, чтобы представить результаты на рассмотрение Международного суда в Гааге.