Всё нормально? Колонка главного редактора
Много лет назад в интервью журналу «Фома» один очень уважаемый архиерей на вопрос «Какими бы вы хотели видеть верующих и свою паству?» ответил: «Я хочу, чтобы верующие перестали носиться со своей верой». Я думаю, он имел в виду, что христианство находится «в области нормального». Тогда мы, благодаря вновь обретенной оптике веры, только начинали видеть мир цветным вместо черно-белого мира безверия. И владыка говорил о том, что мы должны перейти от восхищенных возгласов «Смотрите, оказывается мир-то цветной!» к констатации: «Люди, мир цветной, и только цветной. И это нормально». Мне кажется, именно это в каком-то смысле и произошло.
В то же время вера не статичное состояние, а динамичное. И вместе с ней постоянно меняется твое отношение к каким-то принципиальным вопросам. Не в том смысле, что ты каждый день спрашиваешь себя: «Так всё-таки Христос — Бог или нет, Богочеловек или не Богочеловек?» Речь не о догматическом определении своей веры, а о нравственном, поведенческом и духовном измерении. О том, насколько богопознание и причастие Тела и Крови Христовых стало потребностью твоего естества. Сергей Фудель писал: «Мы ведь не гордимся своим физическим дыханием, его непрерывностью, мы никак его умом не замечаем — мы просто дышим. Так же и молитва должна стать простотой непрерывного дыхания». Многие ли из нас могут сказать, что ощутили такую простоту?
И поэтому, говоря о нормальности веры, стоит вспомнить мысль Питирима Сорокина, что по воскресеньям пуританин верит в Бога, а по остальным дням — в фондовую биржу. Это тоже «вера в рамках нормальности», но такая «нормальность» предполагает автономию религиозной веры от остальной жизни: отдал дань Богу воскресным утром — и всю неделю свободен. А вот нормальность православия предполагает, что ты с Богом всегда, и субботняя всенощная и воскресная литургия не ящичек, где сконцентрирована твоя вера, которой нет дела до остальной жизни.
Собственно, ведь наша вера по сути и призывает человека только к одному — вернуться к нормальному состоянию. А его нормальное состояние — это единство со своим Творцом. Единство без перерывов на сон, обед и новогодние каникулы.