«Великий призыв Си»: Лучшие умы планеты устремились в Китай
Ученые бросают западные вузы и возвращаются домой
США еще несколько лет назад были страной, привлекающей научные кадры со всего мира. Эмигранты из СССР и России создали крупнейшие технологические бренды Америки: Сергей Брин — поисковик Google, Ян Кум — мессенджер WhatsApp, Макс Левчин — платежную систему PayPal. И список можно продолжать долго.
Только эпоха «американской мечты» в Кремниевой долине закончилась. Теперь ученые, инженеры и инвесторы едут не в США, а в Китай. Созданная Си Цзиньпином экономика знаний при мощной господдержке привлекает научно-технологические кадры со всего мира.
В прошлом году в Китай приехало множество выдающихся ученых. Самый известный среди них, конечно, — это французский учёный-лазерщик, лауреат Нобелевской премии Жерар Муру. Он стал профессором и заведующим кафедрой физики Пекинского университета — ведущий вуз Китая.
Муру получил Нобелевскую премию по физике 2018 года за свою новаторскую работу по усилению импульсов с частотной модуляцией — этот метод позволил применять сверхбыстрые лазеры в таких областях, как офтальмология и точное производство.
О переезде 80-летнего Муру в Пекин было объявлено в октябре. В Китае выдающийся француз занимается исследованиями во многих областях прикладной физики: это лазерная физика, физика элементарных частиц и ядерная физика, медицинская физика и астрофизика.
Муру сыграл ключевую роль в разработке многолучевого лазерного оборудования — это был совместный проект Пекинского университета, Политехнической школы в Париже и международной технологической компании Thales. На торжественном приеме в Пекине, вскоре после получения Нобелевской премии, Муру выразил своё восхищение научным прогрессом Китая при Си Цзиньпине.
— Я был поражён, увидев прогресс. Я не знаю, как можно было бы добиться большего, — восхищенно говорил француз. Что ж, теперь он сам стал частью этого прогресса.
Переехал в Китай британский профессор Чжан Юнхао, который проработал в Европе более 20 лет (до последнего времени он был профессором Эдинбургского университета). Он занимался раскрытием секретов сверхбыстрых жидкостей, а в Институте механики Китайской академии наук специально ради него создали новую национальную лабораторию гиперзвуковых двигателей в Пекине.
Такие исследования имеют решающее значение, поскольку гиперзвуковые ракеты и самолеты должны выдерживать экстремальные температуры и давление во время полёта.
В институте заявили, что команда Чжана должна «стать лидером в мире» в разработке материалов, которые превосходят все существующие стандарты по способности выдерживать температуру и давление.
Переехал в Китай и ведущий учёный-онколог Сунь Шао-Цун, который тоже работал в США: китайские правительство специально ради него создало новейшую онкологическую лабораторию.
Из США в Китай переехал и японский математик Кендзи Фукая, который работал в американском Университета Стоуни-Брук. Кендзи Фукая — крупнейший в мире специалист по симплектической геометрии — она изучает пространства, в которых движутся и взаимодействуют такие объекты, как планеты и частицы.
Отмеченный многими международными наградами китайский математик Ма Сяонань также вернулся в Китай после десятилетий, проведённых в Европе, чтобы занять должность профессора в Нанкайском университете в Тяньцзине.
Его работы применимы в самых разных областях, от теоретической физики до компьютерной графики, и способствуют нашему пониманию таких явлений, как структура Вселенной и квантовая механика.
Вернулся в Китай и отмеченный наградами математик Ван Сюцзя. После почти тридцати лет, проведённых за границей, член Австралийской академии наук вернулся в свой родной город Ханчжоу.
Ради родины бросил Шведскую королевскую академию наук учёный-климатолог Чэнь Дэлян, который проработал в Европе более тридцати лет. Он присоединился к факультету наук о Земле в Университете Цинхуа.
У китайских властей стоило бы поучиться и российским: тысячи ученых после распада СССР оказались рассеяны по всему миру. Вернув их на родину, можно и России вернуть статус величайшей научной державы планеты.