«Сколько можно их защищать?»: «тигриный кошмар» провоцирует массовую истерию в Приморье
Уже несколько месяцев жители Приморья вздрагивают при упоминании слова «тигр». Ежедневные сообщения о следах хищника возле жилых домов стали за это время страшной обыденностью. Корреспондент PRIMPRESS разобрался, что думают о тигриной проблеме эксперты и простые приморцы.
Только за последний месяц зафиксировано несколько десятков случаев появления тигров вблизи населенных пунктов. Где-то хищника просто заметили гуляющим вдоль дороги или обнаружили лишь следы лап, а где-то встреча стала судьбоносной. Относятся приморцы к таким ситуациям по-разному: одни желают скорейшего выздоровления раненым тиграм, другие считают, что хищники уже не нуждаются в защите.
В конце января автомобилисты встретили тигра у дороги в Лазовском районе, примерно в это же время еще один хищник попал в объектив камеры видеонаблюдения на базе отдыха в районе Врангеля. Сразу в двух сёлах — Барабаш и Яконовка – 26 января были замечены следы тигра. Также 1 февраля в сети появились кадры с тигриными следами из поселка Приморский. В начале февраля в Ольгинском районе заметили одинокого тигренка. В ночь с 6 на 7 февраля хищник наведался в село Вострецово.
Официальную регистрацию сообщений о конфликтных ситуациях с крупными хищниками ведет Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края, однако отчет, вероятно, будет сформирован лишь к концу квартала.
«Отметим, что сами по себе цифры не отражают ситуацию. Гораздо важнее смотреть не на общее количество сообщений, а на количество подтвердившихся случаев и на то, сколько животных «стоят» за ними. Подобный подход даст более четкое понимание процессов, которые происходят в тех или иных местах, позволит определить причины происходящих ситуаций и, что самое главное, — принять необходимые меры для обеспечения спокойствия граждан и сохранения дикой природы, минимизировав вероятность их повторения в будущем», — подчеркнули в Центре «Амурский тигр».
Одно из самых громких происшествий — нападение тигра на человека в Приморье. В селе Зимники 13 января хищник загрыз 53-летнего мужчину во время рыбалки. Тело с признаками насильственной смерти обнаружили на снегу. Специалисты подтвердили, что это был именно тигр.
Иногда мирно решить ситуацию не получается, и тигра приходится отстреливать. Это именно тот случай. Как говорят специалисты, хищник представлял угрозу не только для местных жителей, но и для тех людей, что принимали участие в его поимке.
В Центре «Амурский тигр» отметили, что одна из основных причин появления тигров в населенных пунктах — травмы и ранения. Особенно это актуально зимой, когда хищники становятся заметнее, в том числе и для браконьеров. Такие звери не могут охотиться в своей привычной среде обитания, а потому вынуждены искать «легкую» добычу в виде людей, домашних животных и скота. У тигра, растерзавшего рыбака, были повреждены конечности и живот, о чем сообщили в Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды, объектов животного мира и природных ресурсов Приморского края.
Действительно, травмированные особи нередко мелькают на кадрах очевидцев. Так, 15 января хромающий тигр вышел к дороге в Хасанском округе.
Еще одна причина — «деликатесы» на цепи. Домашние и беспризорные собаки привлекают хищников и провоцируют конфликтные ситуации. Так, тигры регулярно нападают на собак в Хасанском районе. В селе Безверхово полосатый гость побывал 19 января, в селе Филипповка – 2 февраля. Итог – разорваны две собаки.
Еще один субъект тигриного террора — село Красный Яр. С конца декабря 2024 года по конец января 2025 года там зафиксировано пять случаев нападения хищника на домашних собак. После очередного инцидента и жалобы жителей в ситуацию вмешалась полиция.
Жительница села Хмыловка 8 февраля обнаружила у себя во дворе следы крови и труп собаки. Местные уверены, что с животным расправился тигр.
Кадры с жестокими нападениями тигров на собак будоражат приморцев:
«Правильно, собачки уже упакованы в подарочные деревянные коробочки и бантиком железным к коробочке привязаны. А тигры из Красной книжки. Их только катать можно из одного района в другой», — комментируют люди в сети.
Стоит отметить, что многие снимки со следами встречи тигра с домашним животным сделаны вне населенных пунктов. В таких случаях специалисты отвечают холодно: «Собачку жалко, но это тайга».
Масла в огонь подливает «Аристократ». Компания занимается отловом, лечением и чипированием безнадзорных животных, а потом выпускает их, причем порой не в тех населенных пунктах, где они были отловлены. Казалось бы, дело хорошее, однако эти собаки становятся дополнительными «точками притяжения» и снижают вероятность того, что тигр попадет в ловушку.
Многие приморцы связывают выход тигров к людям с растущей популяцией на фоне вырубки лесов и, как следствия, недостатка кормовой базы. Несмотря на тенденцию к снижению объема незаконных рубок леса в крае, восстанавливаются деревья гораздо дольше, чем уничтожаются. В 2021 году объем «незаконки» составил около 57 тысяч кубометров, в 2022 — около 19 тысяч, в 2023 — 18,6 тысячи, в 2024 — 5,6 тысячи. По официальным данным, объем заготовки древесины в Приморском крае в 2024 году составил 3,4 миллиона кубометров.
Что касается кормовой базы, ее, действительно, не хватает. Это подтверждают официальные документы, отмечая, в частности, снижение численности кабана вследствие эпизоотии АЧС (африканской чумы свиней).
Паника приморцев выражается не только в интернет-обсуждениях, но и в реальных протестах и жалобах. В Дальнереченске 21 января объявили чрезвычайное положение и сдвинули расписание школьных занятий. В микрорайоне Врангель сотрудники ООО «Водозабор Хмыловский» 5 февраля заявили, что отказываются идти на работу из-за хищника, обитающего в окрестностях. Жители села Андреевка 7 февраля начали сбор подписей для обращения к губернатору Приморского края, утверждая, что ситуация с выходом тигров в населенный пункт нарушает их конституционные права, гарантированные государством.
«Сразу скажем, что выходы диких животных к местам проживания людей — это ненормально и ни в коем случае нельзя воспринимать это как данность. Ситуация представляет риск для здоровья и жизни как людей, так и животных. Если это произошло, то, во-первых, необходимо оперативно принять меры по обеспечению безопасности всех участников ситуации, а во-вторых — выяснить, почему это произошло, и сделать все необходимое для того, чтобы такие ситуации не повторились. Чрезмерные эмоции не помогают ни в одном деле и лишь мешают принимать правильные решения. Даже при имеющихся возможностях службы охотнадзора вопросы с пятью-десятью условно конфликтными тиграми, половина из которых имеет ранения, могут быть оперативно разрешены. К примеру, тигр возле села Беневское, который за 4,5 месяца отлова успел совершить около 100 конфликтных ситуаций. Если бы его поймали после первой съеденной собаки, то таких ситуаций было бы не более двух. А вот с истерией все по-другому. Чем больше истерики, тем больше раненых хищников, конфликтных ситуаций и в итоге – резкое снижение численности тигров. Нагнетание обстановки и приписывание тиграм всех смертных грехов ведет к тому, что люди начинают стрелять во всех тигров, что видят в лесу или у дорог. Зачастую такие тигры становятся «подранками» со всеми вытекающими последствиями. Самое главное, что последствия реальных выходов в населенные пункты отдельно взятых тигров легко предотвратить, а «истерика» имеет длительные последствия не на один год», — отмечают в Центре «Амурский тигр».
Как ни печально это признавать, часто в конфликтных ситуациях с тиграми виноваты сами приморцы. Несанкционированные свалки, бесконтрольный выгул скота, отсутствие ограждения на частной территории, браконьерство — все это влечет за собой неприятные, а порой и непоправимые последствия.
Огромное количество сообщений о появлении хищников порождает волну безосновательных опасений и даже фейков. Так, в январе в социальных сетях начало распространяться видео, на котором тигр прогуливается якобы в Чугуевском районе рядом с баней, где парились люди. Однако специалисты заявили, что кадры сделаны в другом месте и при совершенно других обстоятельствах. На волне страха особо впечатлительные приморцы порой даже принимают обычных собак за полосатых хищников.
Краевые власти принимают как системные, так и оперативные меры по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций с крупными хищниками. Особенно живые обсуждения среди приморцев вызывает транспорт с сиренами и мигалками, призванный отпугивать тигров. Такая спецтехника работает в разных населенных пунктах Приморья, а в Красноармейском районе машины со спецсигналами даже возят людей на работу. Специалисты отмечают, что мера правильная и своевременная, однако приморцы относятся к ней с долей пренебрежения:
«А тигр в курсе, что его пугают?»;
«Скоро тигры поймут, что это колокольчик — еду привезли»;
«А тигр такой: «Опа, дискотека. С корешами подтянемся»».
Еще один метод борьбы с конфликтными тиграми — релокация. Так, 4 февраля в Приморье выпустили конфликтного тигра, отловленного неподалеку от Барабаша. Специалисты утверждают, что он помещен в малонаселенную местность с хорошей кормовой базой. Недоверчивые приморцы рассуждают в Сети:
«С богатой кормовой базой… Собак? Людей? Уточняйте, пожалуйста».
По заявлению специалистов, метод релокации, то есть перемещения тигра на иную территорию – эффективный способ борьбы с конфликтными ситуациями между амурским тигром и человеком. Релоцированная особь, как правило, больше никогда не провоцирует конфликтных ситуаций. Тем не менее, люди скептически относятся к этой мере, особенно жители районов, в которых происходит выпуск хищников:
«Специалисты сами-то в это верят?»;
«Ну что вы, в самом деле. Написали же, что после перемещения они неконфликтные становятся. Даже если жрать захотят, сядут в сугробе в лесу и будут тихонько плакать. Или вежливо где-нибудь возле магазина сядут и будут с грустными глазками ждать, пока сердобольные бабульки им пирожок купят».
Как заявляют специалисты, в Приморье тигров, которые «доставляют неудобства», не так много.
«До недавнего времени был тигр в окрестностях населенных пунктов Приморский, Филипповка и Барабаш. В понедельник, 10 февраля, он был отловлен, но в течение суток умер. Есть тигр в окрестностях села Красный Яр Пожарского района, идут мероприятия по его отлову. Приходы третьего тигра, которого замечают в Находкинском городском округе, зафиксированы в окрестностях производственных объектов или законсервированных баз отдыха и не носят систематического характера, поэтому сложно его отловить и переместить. Есть тигр, который появляется рядом с Дальнереченском и селами Губерово, Сальское и Эбергард — его ловят. Появился тигр в окрестностях села Вострецово Красноармейского района, где напал на незаконно содержащихся свиней — специалисты разбираются в ситуации. Отдельные случаи несистематических выходов были в окрестности села Безверхово Хасанского района и села Яконовка Уссурийского городского округа. Таким образом, на данный момент есть три тигра, которых нужно отловить и переместить либо поместить в реабилитационный центр. Кроме этого, два тигра, которые могут повторить свои выходы или конфликтные ситуации, тогда по ним тоже будут приниматься решения по отлову», — сообщили в Центре «Амурский тигр».
Многие приморцы высказывают сомнения в объективности данных соотношения численности тигров, площади тайги и кормовой базы в регионе. Чаще всего это связано с витающей в воздухе финансовой стороной вопроса — на сохранение популяции выделяются немалые суммы. В 2024 году была утверждена новая стратегия сохранения амурского тигра до 2034 года. Ее финансовое обеспечение, как сказано в документе, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию госпрограммы «Охрана окружающей среды», средств региональных бюджетов и за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Так, партнером, например, является и АНО «Центр «Амурский тигр»».
Сейчас по официальным данным в четырех регионах — Приморском крае, Амурской области, Хабаровском крае и Еврейской автономной области — обитает не менее 750 особей. Рост популяции заставляет приморцев переживать:
«Доохранялись. У тигра больше прав, чем у человека».
Интересно, что, согласно документу, увеличение числа конфликтных ситуаций вызвано не только фактическим их увеличением, но и появлением у населения средств фиксации таких случаев. Проще говоря, люди купили телефоны, пошли снимать тигров, и теперь о них знают все вокруг.
Сколько же стоит охрана полосатых хищников? Точного ответа на этот вопрос нет, однако в бюджетах четырех регионов на охрану животного мира в 2024 году было суммарно предусмотрено больше 338 миллионов рублей. Еще около 500-600 миллионов получают ежегодно из федерального бюджета расположенные в них заповедники и национальные парки, в которых водится тигр. Однако стоит понимать, что эти средства идут на охрану природы в целом, а не только на тигра. Есть и деньги, идущие именно на изучение и охрану тигра — например, средства, которые выделяет Центр «Амурский тигр» при спонсорстве финансовых гигантов.
Тигр живет в Приморье дольше чем человек, но именно сейчас ситуация достигла пика. Что будет дальше — зависит только от нас.