В России действует целая индустрия по продаже призовых мест на олимпиадах. Что случилось и как это остановить?
Диплом победителя олимпиады, может, и можно купить, а вот знания — вряд ли. Фото: Сергей Михеев/РГ
Как остановить торговлю призовыми местами на школьных олимпиадах
Диплом победителя школьной олимпиады сегодня легко можно получить за деньги и спокойно поступить с ним в университет на бюджетное отделение.
Эксперты уверены: в стране действует целая индустрия по продаже призовых мест на олимпиадах. Что случилось и как это остановить?
В России сейчас завершаются региональные этапы самого престижного и масштабного интеллектуального соревнования — Всероссийской олимпиады школьников. Во вторник, например, пишут английский язык, 26 и 27 февраля — олимпиада по основам безопасности и защиты Родины, а в последний день февраля и в целом в последний день регионального этапа школьники будут думать над заданиями по экономике.
Призовое место в этой олимпиаде — бесценная возможность получить льготу при поступлении в вуз, да такую, что студенческий билет первокурсника, считай, у победителя в кармане. Возможность, добытая своими знаниями. Или?…
В Сети набирает обороты скандальная история с покупкой ответов на задания олимпиад по некоторым предметам.
Тариф на знания
Схема такая: абитуриентам предлагают помощь в подготовке и прохождении олимпиады. Как правило, это та самая всероссийская, или внутренняя олимпиада конкретного вуза, результаты которой также имеют значение для поступления, или другие знаковые соревнования. Завлекают через рассылки в почте или «Телеграме», а некоторых попросту отлавливают на университетских днях открытых дверей. «Уникальный способ поступления на бюджет», «никаких авансов», «оплата в момент получения диплома», «поступи на бюджет без сотен часов подготовки» — примерно такие слоганы используют мошенники, а юные умы ведутся на наживку. Конечно, это дети, но ведь в сделку вступают и родители. Цена вопроса? От 10-20 тысяч на промежуточных этапах до «каких-то» 250-300 тысяч за диплом высшей пробы. Дорого? Но зато куда дешевле, чем обучение на платном отделении топового университета.
Развесили уши
Так, после завершения регионального этапа Всероссийской олимпиады по географии выяснилось: те, кто уже не первый год участвует в соревновании, не смогли осилить самые сложные задания, а вот у целого ряда «новичков», которые впервые пришли на этап, — сплошь высокие баллы.
Как это работает? Клиенту выдается «комплект аппаратуры»: микронаушник, встроенная в ручку или куда-то еще мини-камера. Заключается договор, где все де-юре прописано: клиент, услуга, результат, оплата по факту. Не хватает только «оптовым покупателям — скидка». А дальше все просто. Приходишь в аудиторию, в ухе у тебя «сидит» помощник, через ручку-камеру видит задания и знай себе надиктовывает в уши ответы.
А вот история с математикой. О массовом списывании на региональном туре всеросса по «царице наук» рассказал в своем блоге член-корреспондент РАН, популяризатор науки Алексей Савватеев.
Олимпиадные задания, по традиции оригинальные и нестандартные, требуют таких же нестандартных подходов к решению. А тут — что ни задача, то «авторские» решения, похожие как капли воды.
Необходимо на законодательном уровне усилить ответственность для организаторов подобных схем продажи олимпиадных мест
«Какая-то репетиторская контора в регионе, где, видимо, не особо следят за порядком при допуске в аудитории, организовала решение работ так: задача школьника — незаметно пронести телефон, сфотографировать задания, отправить репетитору, который их решает, и получить фото готового ответа».
Выходит, сбоит система контроля и безопасности на олимпиадах?
Пьедестал расчета
Олимпиадное движение — не только и не столько льготы при поступлении в вуз. Это еще и возможность выявить таланты, пригласить ребят в кружки, специализированные школы и классы. В Москве этим активно занимаются в Центре педагогического мастерства, который координирует проведение школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников, проводит региональный и готовит детей к заключительному этапу.
Мы поговорили с научным руководителем ЦПМ математиком Иваном Ященко — о том, как не допустить дискредитации олимпиад и что сможет остановить мошенников.
Иван Валериевич, проблема нечестного участия в олимпиадах, кажется, не нова?
Иван Ященко: Всегда был, да и будет кто-то, кто постарается обойти правила. Но хотелось бы отметить: в этом году министерству просвещения, на мой взгляд, удалось решить проблему утечек олимпиадных заданий. Помните, было такое, что по отдельным предметам задания после начала тура на Дальнем Востоке попадали в Сеть и расходились по рукам до старта олимпиад в других регионах. А ведь олимпиадные задания одинаковы для всех, в отличие от ЕГЭ. Олимпиада — это соревнование, поэтому тут невозможно делать разные варианты, и это правда было огромной проблемой. И в этом году таких утечек пока не замечено.
Но обострилась другая история, связанная с тем, что у нас век высоких технологий, — микронаушники. С этим-то что делать?
Иван Ященко: Если в отношении ЕГЭ есть строгая нормативная база по ответственности за нарушение процедур, то в олимпиадной нормативке запрет прописан, а вот ответственность за его нарушение — нет. Как и не прописана правовая база, позволяющая ставить рамки металлоискателей, проводить контроль, налагающая ответственность и на организаторов олимпиад. Она только разрабатывается в Минпросвещения, и мы очень ждем этих изменений к следующему году.
А вообще есть смысл в этом липовом дипломе призера?
Иван Ященко: Олимпиад проводится множество, но когда речь идет о Всероссийской олимпиаде школьников, то вся эта затея с так называемыми «помощниками» и наушниками практически бессмысленна. На заключительном ее этапе детей уже очень мало, контроль очень серьезный, и если уж вы, допустим, дошли через муниципальный, региональный этапы с «помощниками», то шанс написать финал с нулевыми знаниями, на одном» наушнике» очень невелик. На финале всеросса случайных людей, как правило, не бывает. Нет, участвовать в заключительном этапе, пройдя нечестно муниципальный и региональный туры, теоретически можно. Но тогда либо ты суперподготовлен и проходишь, либо ты «залетный» и тебе практически ничего не светит. А главное, сразу станет ясно, зачем и как ты здесь. Скажу про свою область: не имея хорошей математической подготовки, написать даже под диктовку в ухо без единой ошибки крайне затруднительно.
Важно помнить: олимпиадное движение существовало до всяких льгот. Подобные истории не должны бросать тень на это огромное и полезное движение. / Александр Корольков/РГ
Но, допустим, «залетный» все же стал первокурсником. Все, считай, переиграл систему?
Иван Ященко: Обращусь еще раз к тем, кто, может, сейчас думает воспользоваться такой «помощью». Те, кто нечестно поступит в вуз через олимпиады, например, по математике, физике, как правило, вылетят в первую же сессию.
Важно помнить: олимпиадное движение существовало до всяких льгот. И такие истории не должны бросать тень на это огромное и полезное движение.
Точно так же, как в олимпийском спорте совершенно невозможно представить, что гонку на лыжах выиграет человек, который до этого ни в каких соревнованиях не фигурировал, так и образовательных олимпиадах. Все победители и призеры топовых олимпиад — это ребята, которые много лет проявляются на олимпиадах различного уровня и к окончанию школы уже имеют богатое портфолио побед.
Официально
Результат олимпиады пересмотрят
История со списыванием на олимпиаде по географии дошла до Минпросвещения. Теперь результаты регионального тура перепроверят.
Как сообщили в ведомстве, министерство держит на особом контроле проведение этапов Всероссийской олимпиады школьников, особенно в части информационной безопасности и режима конфиденциальности.
«Туры регионального этапа олимпиады проводятся с минимальными временными разрывами при получении заданий между субъектами. Такой подход позволяет исключить возможность утечки», — уточнили в Минпросвещения.
Передача олимпиадных комплектов происходит за час до начала тура и исключительно по защищенной почте. На ключевых этапах олимпиады обязательна видеофиксация.
«Если участник нарушает порядок проведения олимпиады, организатор должен удалить его из аудитории, работа школьника не проверяется. Ответственность за проведение регионального этапа несет местное министерство», — рассказали в Минпросвещения.
Сейчас федеральное ведомство поручило регионам повторно просмотреть видеозаписей соревновательного тура по географии и сопутствующих мероприятий.
Мнения
Встать в планку
Ярослав Шашков, начальник управления профориентационной работы учебного департамента НИЯУ МИФИ:
— Сегодня приходится бороться не просто с отдельными случаями списывания, а с организованными преступными группировками, предлагающими схемы нечестного прохождения олимпиад. Однако говорить о проблеме как о глобальной в рамках всего олимпиадного движения нельзя: участников, пытающихся обмануть систему, микроскопическое меньшинство.
Случаи мошенничества, к счастью, не оказывают влияния на качество отобранных победителей. Согласно требованиям Российского совета олимпиад школьников, не менее 70% дипломов должны подтверждаться результатами ЕГЭ от 75 баллов, чтобы олимпиада оставалась в перечне минобрнауки. В олимпиадах, которые организует МИФИ, этот показатель практически достигает 100%. Кроме того, результаты входного тестирования первокурсников по физике, математике и информатике, которые проходили все зачисленные студенты, показывают, что победители олимпиад действительно сильнее абитуриентов, поступавших по ЕГЭ.
У нас традиционно строгий стандарт контроля академической честности на олимпиадах. Например, используются металлодетекторы и детекторы микронаушников. Действует строгий прокторинг: в аудиториях по несколько наблюдателей, особенно там, где пишут ребята из 11-х классов. Также очень тщательно анализируем работы: проверяем на плагиат, подозрительные работы аннулируются.
Но чтобы положить конец соревнованию между теми, кто хочет обойти контроль, и теми, кто стоит на страже честности олимпиадного движения, одних технических мер, увы, недостаточно. Необходимо ужесточение законодательства, включая усиление ответственности как для организаторов подобных схем, так и для родителей, вовлекающих детей в эти процессы.
Станислав Прокофьев, ректор Финансового университета при правительстве РФ:
— Государство создало уникальную возможность для поступления школьников-победителей и призеров разных олимпиад в вузы — без вступительных экзаменов. Но после поступления, к сожалению, их профессиональную судьбу никто не отслеживает, нет обратной связи о том, как эти олимпиадники показывают себя уже в вузах. В Финансовый университет каждый год приходит 400-500 таких ребят, но после первого курса отсекается процентов пять. Это многовато.
Должна быть общероссийская система мониторинга того, как олимпиадники пережили первую и вторую сессии. Для чего? Чтобы проанализировать, среди призеров и победителей каких олимпиад больше всего отчислений, по каким предметам самые низкие баллы у олимпиадников, а по каким — самые высокие. Смотреть, подтверждают ли они свою высокую планку. На основе такого мониторинга можно в будущем ранжировать и сами олимпиады.
Мария Агранович
The post В России действует целая индустрия по продаже призовых мест на олимпиадах. Что случилось и как это остановить? first appeared on Волгодонская правда - новости Волгодонска.