Великая Роднина раскритиковала работу легендарной Москвиной: «Выглядит плохо». Считает, что у нее нет своей школы
Мнение чемпионки.
Выиграв в фигурном катании вообще все, после третьей для себя золотой Олимпиады-1980 в Лейк-Плэсиде Ирина Роднина завершила спортивную карьеру и перешла на тренерскую работу. За годы своей деятельности на новом поприще великая парница привела к золоту чемпионата мира чешский дуэт Радка Коваржикова/Рене Новотны, работала с легендарной Мишель Кван и другими известными спортсменами. Поэтому, кто бы что сегодня ни говорил о цитатах Ирины Константиновны, у нее есть полное право высказывать свою экспертную оценку как насчет действующих фигуристов, так и насчет тренеров.
В 2009 году Роднина выпустила книгу «Слеза чемпионки», подробно рассказав о своем жизненном пути. В числе прочего там есть и мнение о других специалистах, в частности — о Тамаре Москвиной.
«Третья великая российская женщина-тренер (по мнению Родниной, первыми двумя являются Елена Чайковская и Татьяна Тарасова — прим. Sport24) — Тамара Николаевна Москвина. Мне кажется, у меня с ней были самые честные взаимоотношения. Хотя в общем-то она была для меня тренером-соперником. Но при этом мы с ней всегда общались безо всяких упреков друг к другу. <…> Мы с Тамарой никогда ничего не делили, особенно когда она в Америке работала. Мы с ней делились только жизненным опытом.
Москвина не постановщик. Все, что она ставит сама, как правило, выходит плохо. Точно так же, когда она сама костюмами занимается, — это тоже всегда так себе. Она тренер! Она умеет сохранить пару, она умеет выстраивать политику для пары. Я говорю только о паре, потому что она занимается в основном парным катанием. И в этом деле большой молодец. Потому что действительно есть такая проблема, скрытая от зрителей, — сохранить пару, создать взаимоотношения в ней.
Серьезная проблема — продвижение пары, особенно когда доминировавшая прежде в парном катании линия отечественного спорта стала пошатываться. Тамара буквально спасала своих ребят. Она увозила Артура Дмитриева, будущего двукратного олимпийского чемпиона, в Америку, потому что понимала — в Питере он пропадет, ему необходимо создавать совершенно другой климат. Она сумела отстоять пару Бережная — Сихарулидзе, тем самым выводя две свои пары на олимпиаде в Нагано на первое и второе места. Я видела, с каким уважением ее спортсмены к ней относятся. Так не притворяются. Тамара Николаевна — один из немногих тренеров в фигурном катании, с которым ученики остаются.
Я не могу сказать, что у Москвиной своя школа. Школа в моем понимании — подготовка спортсмена с самого начала. Хотя у нее работала в Питере группа тренеров, и Игорь Борисович (Москвин, супруг Тамары Николаевны — прим. Sport24) ей был только в помощь, но Тамара все-таки берет уже более или менее готовых ребят. У нее был первый опыт, когда она взяла детей, составила их в парочки и стала их вести. Это были Воробьева — Власов и Леонидова — Боголюбов. Но дальше, по крайней мере в последнее десятилетие, она стала брать взрослых ребят. Когда возникла та сложная ситуация с дракой (а у нее с мужем была одна группа парного катания), Игорь Борисович со своими ребятами стал работать в одно время, а ученики Тамары Николаевны — в другое. Мы помогали им развести группы по времени, потому что понимали: они тренеры большие, и ученики у них серьезные», — писала Роднина в своей книге «Слеза чемпионки».
Отметим, что на сегодняшний день Тамара Москвина воспитала огромное количество чемпионов, в том числе и Олимпийских игр: Елена Валова/Олег Васильев, Наталья Мишкутенок/Артур Дмитриев, Оксана Казакова/Артур Дмитриев, Елена Бережная/Антон Сихарулидзе. В последние годы ее флагманская пара — бронзовые призеры Олимпиады, чемпионы мира и Европы Анастасия Мишина/Александр Галлямов.
В материале использовались цитаты из книги Ирины Родниной «Слеза чемпионки»