Казус Фленсбурга. Как Черчилль пытался сохранить Третий Рейх в мае 1945-го
Принято считать, что после взятия Берлина и смерти Гитлера Третий Рейх был обречен на прекращение своего существование. Но среди его вождей были те, кто рассчитывал, так или иначе, сохранить его.
«Дениц, назначенный главой Германского государства»
8 мая 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль выступил с речью об окончании войны, которую начал так: «Вчера утром в 2:41 пополуночи в Ставке генерал Йодль, представитель Верховного командования Германии, и гросс-адмирал Дениц, назначенный главой Германского государства, подписали акт о безоговорочной капитуляции всех немецких сухопутных, войск военно-воздушных сил в Европе перед экспедиционными войсками союзников и одновременно перед Верховным командованием СССР».
В Москве обратили внимание на упоминание о «назначенном главе Германского государства». Гросс-адмирал Дениц был таковым назначен Гитлером в своем завещании, но в СССР его полномочия признавать не собирались. Поведение же Черчилля намекало на то, что он вовсе не прочь такого сценария.
Теперь ясно почему: в это самое время британский генералитет занимался планированием операции «Немыслимое», в рамках которой вчерашние союзники уже летом 1945 года собирались атаковать Красную Армию, используя для этого, помимо своих сил, и неразоруженные подразделения вермахта.
Гросс-адмирал хотел сепаратного мира, но Эйзенхауэр был против
Гросс-адмирал Дениц всегда слыл практичным человеком. В апреле 1945 года, еще до того, как Гитлер делегировал ему полномочия, он со своим штабом из окрестностей Берлина перебрался во Фленсбург, на севере Шлезвиг-Гольштейна, на границе с Данией.
Этот город на морском побережье превратился в мае 1945 года в последнюю территорию, контролируемую Третьим Рейхом.
К своему назначению главой государства Дениц отнесся отнюдь не формально.
2 мая он выступил с радиообращением, в котором пообещал немцам продолжение войны «во имя спасения Германии от разрушения наступающими большевиками».
Новому кабинету министров во главе со Шверином фон Крозингом Дениц поставил задачу: добиваться от США и Великобритании признания своих полномочий, а также капитуляции только перед ними, но не перед СССР.
Черчилль, как мы уже знаем, не был против такого сценария. Но когда посланцы Деница появились на пороге штаба Дуайта Эйзенхауэра в Реймсе, то получили там весьма холодный прием. Возглавлявший объединенные силы западных союзников американский генерал объявил: капитуляция будет одновременной и на западе, и на востоке. А если вермахт будет упрямиться, то он, Эйзенхауэр, прикажет прекратить прием немецких беженцев и пленных, предоставив русским решать с ними вопрос по своему разумению.
Это и заставило военное командование Третьего Рейха подписать безоговорочную капитуляцию.
Нацистский «заповедник» на побережье
Но при этом правительство во Фленсбурге никуда не делось. Дениц продолжал управлять полоской земли у побережья, ожидая, когда его позовут в Берлин править всей Германией.
17 мая во Фленсбург приехал начальник разведывательного управления 1-го Белорусского фронта генерал-майор Николай Трусов. И, говоря простым языком, обалдел от того, что увидел: «Здесь в полной мере продолжал существовать гитлеровский порядок, действовали фашистские законы. В городе Фленсбурге функционировал городской транспорт, работали магазины, оживленное уличное движение регулировали пожилые полицейские в форме, которую они носили при Гитлере. Во Фленсбургском порту находилось много немецких вооруженных военных кораблей... На кораблях отбивались склянки и развевались немецкие флаги со свастикой».
О своих впечатлениях Трусов доложил в Москву. Происходящее там сочли попытками Запада де-факто сохранить Рейх в «облегченной» форме.
Банду Деница — под суд!
21 мая 1945 года советское правительство выразило свое мнение относительно фленсбургских «сидельцев», назвав их «бандой Деница». В СССР признали за ними только одни полномочия — сидеть на скамье подсудимых в качестве военных преступников.
В отличие от затейника Черчилля, в США не были готовы немедленно ссориться с Москвой всерьез. К тому же не был еще решен «японский вопрос», и Красная Армия по договоренности с союзниками должна была вступить в боевые действия против Токио.
Да и в Британии на уровне генералитета называли идею военного конфликта против СССР безумием.
Союзники посчитали, что не настолько им дорог Дениц, чтобы из-за него устаивать великие потрясения.
Внешнее управление
23 мая во Фленсбург приехал британский офицер, собрал немецкое «правительство», и зачитал им приказ Эйзенхауэра, согласно которому всех присутствующих предстояло этапировать в тюрьму города Нюрнберга.
5 июня 1945 года союзники подписали в Берлине Декларацию о поражении Германии, в которой констатировалось, что никакой немецкой власти на этой территории не осталось, и все функции управления официально переходят к победителям. Таким образом, Рейх упразднили окончательно.