Мили без промилле: как в России планируют бороться с авиадебоширами
На этой неделе было высказано сразу несколько инициатив по борьбе с авиадебоширами. Правда, многие из них, уже не раз звучали. Это и допуск в самолет после проверки алкотестером, и увеличение штрафов, и введение общего «черного списка». Необходимость ужесточений сомнений не вызывает. Пока на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) обсуждали эти инициативы, нетрезвая пассажирка сорвала вылет из Северной столицы в Калининград. Едва войдя на борт, она открыла дверь аварийного выхода. О том, чего не хватает российской пассажирской авиации для более эффективной борьбы с проблемой, какие изменения нужны в законах — в материале «Известий».
А ну-ка дыхните
На форуме ПМЮФ замдиректора департамента госрегистрации ведомственных нормативных правовых актов Минюста Анастасия Лелётина предложила запретить алкоголь на борту и не допускать нетрезвых пассажиров к полету, пишет «Интерфакс». Первый зампредседателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая в свою очередь отметила, что, может быть, стоит проверять пассажиров алкотестерами.
Кстати, эта идея уже звучала в прошлом году, инициатива исходила от Комитета ГД по региональной политике. Но дальше предложения, судя по всему, не продвинулась.
— Мы не поддерживаем идею проверять пассажиров с помощью алкотестера. Я это и на юридическом форуме говорил. Сама по себе степень опьянения не говорит о том, что каждый такой человек будет дебоширить, — сказал «Известиям» председатель Общероссийского объединения пассажиров, зампред Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. — Если мы возьмем, например, новогодние праздники, то после прохождения алкотестера практически всех пассажиров придется снимать с рейса. То, что после корпоратива кто-то летит, не значит, что он будет дебоширить.
Директор юридического департамента «Аэрофлота» Анна Хомякова назвала эту инициативу спорной.
Впрочем, Илья Зотов рассказал историю, произошедшую на его глазах, когда реакция на стандартный вопрос помогла выявить потенциального дебошира. Во время посадки у него, естественно, спросили билет. В довольно жесткой форме несостоявшийся в итоге пассажир ответил что-то типа: «Вот мои карманы, сами ищите». Естественно, с рейса его сняли. Если бы реакция была более адекватной, возможно, смог бы полететь, но вопрос, как бы вел себя борту.
Три года без неба
Практически все эксперты уверены — наказания за деструктивное поведение надо ужесточать. С 2018 года авиакомпании получили право вести «черные списки» пассажиров. Проблема в том, что у каждого перевозчика он свой, а срок нахождения дебошира в нем — год.
— Необходим единый «черный список», который будет вести государственный регулятор. Перечень проблемных пассажиров должен быть оперативным, обновляемым, — подчеркнул Илья Зотов. — Также нужно увеличить срок нахождения в списке с одного года до трех лет.
Например, как писали «Известия», в Китае дебоширам запрещают пользоваться услугами всех национальных авиаперевозчиков на пять лет.
По словам Зотова, увеличить срок можно достаточно быстро. Это не потребует технологических разработок, как, например, в случае с единым списком.
— Создание единого «черного списка» для всех авиакомпаний возможно, но требует решения двух проблем. Во-первых, соблюдения закона «О персональных данных», — отметила адвокат, медиатор Юлия Иванова. — Также необходим механизм обжалования — пассажиры должны иметь право оспорить включение в реестр через суд.
Она напомнила, что в мировой практике такие списки работают (например, в США система «No Fly List»), но в РФ их реализация пока отстает.
Сейчас внесение в «черный список» возможно после вступившего в силу постановления по делу об административном правонарушении или обвинительного приговора суда. Однако, как отметил Илья Зотов, далеко не все пассажиры, которые совершают противоправные действия, попадают в «черный список».
— Необходим некий контроль, потому что есть случаи, когда полиция не реагирует на такие инциденты. Множество людей, рейсов — рук не хватает, — добавил он.
Интересную идею высказала основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Яковлева. Она предположила, что можно было бы ввести какие-то курсы аналогичные «курсам контроля гнева» или обязать нарушителей изучить правила поведения на борту и пройти соответствующее тестирование перед повторным допуском на воздушное судно.
Бить рублем
При этом, по мнению экспертов, важно ужесточить и ответственность в Гражданском и Уголовном кодексах. Сейчас, по словам Юлии Ивановой, основные статьи, предусматривающие ответственность за нарушения на борту воздушного судна, это:
— статья 213 УК РФ («Хулиганство») — применяется при агрессивных действиях, угрожающих безопасности полета;
— статья 263.1 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта») — актуальна, если действия дебошира создали угрозу катастрофы;
— статья 11.17 КоАП РФ — предусматривает штрафы за неисполнение распоряжений экипажа.
— Однако текущие меры зачастую недостаточны. Например, штрафы по КоАП несоразмерны ущербу, который может исчисляться миллионами рублей (простой самолета, перенаправление рейса), — отметила она. — Ужесточение ответственности, включая введение уголовных санкций за повторные нарушения, видится логичным шагом.
«Штрафы за хулиганство в самолете варьируются от небольших сумм до весьма крупных. Например, согласно статье 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство нарушителям грозят санкции 500–1000 рублей, а за курение на борту самолета — до 1500 рублей (статья 6.24 КоАП), — пояснила Алена Яковлева. — Невыполнение указаний капитана воздушного судна дебоширу придется отдать от 2 000 до 5 000 рублей. Более серьезные нарушения могут привести к аресту на срок до 15 суток, к уголовной ответственности».
Например, если действия дебошира привели к необходимости совершить вынужденную посадку, это может повлечь за собой для нарушителя штраф 300 000-500 000 рублей. В отдельных случаях возможно лишение свободы на срок до пяти лет.
Но в других странах взыскания существенно выше. Эксперт привела пример: в марте этого года самолет, летевший из Великобритании в Хургаду, посадили из-за гражданки, устроившей дебош в состоянии алкогольного опьянения. В авиакомпании оценили ущерб в 15 000 фунтов стерлингов (или 1,7 млн рублей).
В ЕС и США, уточняет Юлия Иванова, наказания строже: например, в Германии штрафы достигают примерно 25 тыс. евро (2,26 млн рублей), а в США — до $35 тыс. долларов (2,8 млн рублей) и запрет на полеты пожизненно.
Для сравнения: пассажиру, из-за неадекватного поведения которого командиру воздушного судна пришлось осуществить посадку самолета в Перми (рейс Сургут — Москва), назначили штраф в размере 600 000 рублей. Решение вступило в законную силу.
Кто заплатит пассажиру
— Человек должен понимать, что он понесет наказание — административное, уголовное, — в том числе должны быть штрафы прописаны. Но это должны быть отдельные штрафы, не просто за «хулиганство». Ведь основное — это угроза безопасности пассажиров, подчеркнул вице-президент РСТ Дмитрий Горин.
По его мнению, когда люди открывают аварийные выходы, разрушают обшивку воздушного судна, пытаются разбить иллюминаторы, наносят телесные повреждения бортпроводникам или пассажирам, это фактически преступление, которое должно наказываться соответствующе, с обязательными большими штрафами и компенсациями авиакомпании и пассажирам.
Горин добавил, что авиакомпания может обратиться в суд, потребовать компенсации убытков. Таких прецедентов немало. Суммы взысканий - от 50тыс. до нескольких сотен тыс. и даже свыше миллиона руб.
Но не надо забывать, напомнил Дмитрий Горин, что, когда дебошир останавливает рейсы, а на борту находятся, например, 200 пассажиров, они теряют стыковочные рейсы, оплаченное проживание в гостиницах, свои планы по бизнесу.
Можно ли взыскать такой ущерб с авиакомпании, мнения юристов разнятся, ведь речь об обеспечение безопасности полета. «Думаю, что авиакомпания будет освобождена от такого рода ответственности», — предположила адвокат Клуба защиты прав туриста Маргарита Еремеева.
— Важно понимать, что убытки возникают не конкретно из-за действий пассажира, а в связи с решениями, принимаемыми сотрудниками авиакомпании, — подчеркнул руководитель юридического отдела компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Вадим Погорелов.
При этом, по его словам, подтверждать обоснованность нужно не только в отношении решения капитана, но и в отношении иных сотрудников авиакомпании, допустивших на рейс пассажира (например, пьяного или ведущего себя заведомо неадекватно).
Как подчеркивает Вадим Погорелов, так как законом ответственность за просрочку доставки пассажира или иное ненадлежащее оказание услуг возложена на авиакомпанию, то можно будет утверждать, что пассажир, опоздавший на стыковочный рейс и понесший убытки, имеет право обратиться с соответствующими требованиями непосредственно к авиаперевозчику.
Но, естественно, авиакомпания может потребовать возмещения уже всех своих убытков с непосредственного виновника ситуации.
Статья за «авиадебоширство»
Для упрощения таких процессов Юлия Иванова предложила внести поправки в УК РФ, выделив отдельную статью за «авиадебоширство» с повышенными санкциями, а также упростить процедуру взыскания ущерба с дебоширов в пользу авиакомпаний и пассажиров.
По словам исполнительного директора агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, ужесточать ответственность необходимо, но нужны комплексный подход и актуализация принимаемых мер.
— По всем этим направлениям у нас уже или приняты нормативные акты, или подготовлены соответствующие законопроекты: «черный список» пассажиров существует, штрафы есть, персонал авиакомпаний имеет право применять средства сдерживания. Но говорить о том, что проблема решена, пока не приходится, - пояснил эксперт.
Он подчеркнул, что нужно продолжать постепенно наращивать масштаб ответственности и тяжесть наказания в том случае, если существующий уровень уже не решает поставленную задачу.
— Только кнутом эта проблема не решается. Деструктивное поведение на борту — это концентрированное проявление той ситуации, которая складывается в обществе в целом, — добавил Олег Пантелеев.