Новогодний пирог от Екатерины Молодцовой
Недавно мне на глаза попалась информация о том, что хранительницы музея-квартиры великой русской певицы Народной артистки СССР Марии Николаевны Мордасовой в записных книжках «Королевы частушек» отыскали рецепт её пирогов с капустой, которые пекла знаменитая певица. Вскоре, после уточнения нюансов рецептуры у Народной артистки России Екатерины Михайловны Молодцовой – ученицы и творческой наследницы Марии Николаевны, такие же стали печь в одном из воронежских кафе.
Тамара Гашимова
… Едва открыли дверь в квартиру Молодцовых, как в лицо пахнуло тёплым запахом печеной сдобы. Хоть и шли на пироги, но, признаюсь, удивились этому несказанно. Потому как знали – Екатерина Михайловна рано утром вернулась из Курска, где проходил Международный вокальный конкурс «Мелодии любви». Сутки провести на ногах, в дороге, прослушать и оценить, будучи председателем жюри, более трех сотен солистов и немногим меньше певческих коллективов — не каждый выдержит такую нагрузку. А после ещё найти в себе силы возиться с тестом и начинкой.
– Только для вас, как и просили, приготовила капустный пирог с яйцом по рецепту Марии Николаевны Мордасовой, – такими словами встретила нас Екатерина Михайловна. – А готовила она замечательно, пальчики оближешь. А что касается усталости... В нашей семье так заведено — в доме всегда должна быть скатерть-самобранка. Так родители мои жили и нам завещали. Давайте я вас сначала борщом накормлю и котлетами.
От предложения отказываемся, с душевным сожалением. День воскресный, мы только что из дома. Вот если бы в будни — умяли бы тогда всё за обе щёки.
Екатерина Михайловна наливает в чашки душистый чай. Самовар бы сюда...
– Есть у нас самовар, да не простой – от Марии Николаевны Мордасовой, – словно прочёл мои мысли Геннадий Николаевич, муж Екатерины Михайловны. – Мы его на днях на реставрацию отдали. Кто за ним только не сидел, какие только песни не пели, о чём только не говорили!
Пирог тает во рту. Нежный, сочный, с румяной корочкой. На ней — замысловатые узоры, как в книгах, на страницах русских сказок.
– Тесто – самое простое: дрожжи, соль, вода – на пирожки или перемячи. Обмять его нужно, как поднимется, раз несколько. Если на сковородке готовить, то без сахара, масла, просто дрожжи и мука. Если в духовке, то надо добавить яиц и маслица. Пирожки с картошкой леплю, как обычно, но потом переворачиваю вниз рубцом и раскатываю скалкой. Тесто получается тонким, словно копировальная бумага. Со сливками, каймачком. Еще мои любят пельмени, такие маленькие, сваренные в курином или утином бульоне.
– Она у нас всё успевает: и петь, и печь, и в жюри сидеть, и студентов учить, – улыбается Геннадий Николаевич. – Знал, кого в жены брал. Мы же с ней из одного села, я на два года старше, с её сестрой учился.
– Моя мама очень хорошо и много готовила, я у нее многому научилась, – говорит Екатерина Михайловна.
Одно из главных желаний для Молодцовых – собраться на Новый год всей семьёй. К сожалению, такое не всегда получается. Старшая Оксана с мужем и дочкой живут в Москве.
Младший Коля с женой и двумя сыновьями – в Воронеже. Признаётся: даже нынче на конкурсе в Курске, куда дочь приехала вместе с мужем, и то толком поговорить не удалось.
– Сколько себя помню, всегда пела, с самого раннего детства, – вспоминает Екатерина Михайловна. – Больше на русском языке, но исполняла и татарские песни. За голос мне прощали многое, очень шустрая была. Наша семья в селе оказалась единственной татарской. Мать обижалась, что я редко пою национальные песни. Все, а там жили в основном казаки, говорили и читали с местным акцентом — «исть», «пойдёть». Я же всегда правильно произносила слова, чисто, без акцента.
Беседа наша катится словно по проезжей дорожке.
– Я — тринадцатая в семье, и ещё пятеро приемных, – задушевно говорит Екатерина Михайловна. – Второй муж мамы взял её с одним, а у самого было уже пятеро детей. Мама ему еще двенадцать родила. Первый муж умер до рождения их первенца. Он и мамин отец были священниками. Поэтому маму с первым ребенком сослали при раскулачивании. Хорошо, что ей охранник за золотой браслет помог бежать, а когда пробиралась на родину, встретила моего отца. В нашей семье все поющие. И снохи попались с хорошими голосами. Геннадий Николаевич и тот запел. Он – мастер спорта по боксу, 20 лет проработал в облспорткомитете, а потом неожиданно начал сочинять слова, а затем и музыку. Всё, что сегодня вам пела — и песни, и частушки, – всё он написал. Уже несколько сборников мы выпустили. Вы же, наверное, знаете, что муж Марии Николаевны Мордасовой, Иван Михайлович Руденко, не только был прекрасным аккомпаниатором, но и музыку писал, и песни, делал обработку народных песен.
Сегодня Народная артистка России Екатерина Молодцова преподаёт в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей сольное народное пение, возглавляя одноименное отделение. А до этого 27 лет пела в Воронежском русском народном хоре.
– В Новом году будет полвека, как я стала профессиональной артисткой. Первый мой концерт в составе хора состоялся в Целинограде в 1966 году. Бывало, мы по восемь-девять месяцев гастролировали. Вся моя школа, вся учеба – это Воронежский народный хор.
За разговорами за чаем с пирогом не заметили, как за окном сгустились сумерки.
– Для меня главное в том, что русская песня живёт, а с ней и народное исполнительское мастерство. Я училась у Марии Николаевны Мордасовой, нынешняя молодёжь – у меня. Вот и выходит, что мордасовская традиция живёт и продолжается. А вместе с ней мы с вами.
Вот так, с хлебом-солью и с песней, идут бок о бок Екатерина и Геннадий Молодцовы. Фото Михаила Вязового
Источник: газета «Коммуна», №151 (26540) | Среда, 30 декабря 2015 года