Минфин внес в кабмин план поддержки ВЭБа
Первую часть плана планируется реализовать в I квартале.
"Мы, конечно же, должны предпринять меры по финансовому оздоровлению, по очистке его баланса, от несвойственных ему активов, в том числе "токсичных" активов, по повышению капитализации этого института, - отметил Улюкаев. - Потребуются изменения и в структуру управления, и, возможно, даже в закон "О государственной корпорации развития", которая предоставила бы, может быть, возможности для разделения баланса ВЭБ между коммерчески эффективными и специальными проектами и так далее. Это большая работа. Но в любом случае, я думаю, что она будет сделана и ВЭБ все-таки вернется в роль активного института развития".
ВЭБу необходимо направить более 1 трлн руб. для погашения внешних долгов, в т. ч. $3 млрд (около 216 млрд руб.) в 2016 г.
"Предложения содержат подробный план мероприятий по трем направлениям. Это меры господдержки, повышения финансовой устойчивости и совершенствования деятельности, - пояснила Никитина. - В плане есть предложения по докапитализации, необходимой для выполнения всех обязательств ВЭБа перед кредиторами. Предусмотрены меры, которые помогут поддержать ликвидность. Есть предложения по расчистке баланса, а также по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность ВЭБа как института развития".
Проект постановления правительства, разработанный Минфином, о пролонгации в ВЭбе на 5 лет субординированных депозитов из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) предполагает снижение процентной ставки с LIBOR + 2,75/3,00% до 0,25% годовых и установление льготного периода по уплате процентов на срок до 3 лет.
"Это практически решенный вопрос. И то, чтобы оставить средства ФНБ, и о том, чтобы сделать более комфортными условия, по которым ВЭБ привлекает эти средства с точки зрения стоимости обслуживания", - заявил в интервью "Вести. Экономика" Улюкаев.
Эти меры позволят ВЭБу получить дополнительную прибыль и увеличить за счет нее свой капитал.
Проблема ВЭБа отчасти связана с тем, что он действительно выполнял специальные задачи, то есть выступал кредитором, во-первых, на очень длительные сроки, а во-вторых, там, где коммерческая эффективность была не очевидна, а народнохозяйственная значимость высока. Это касается олимпийских проектов, некоторых других. "Но это только часть, часть ситуации", - отметил Улюкаев.
"Вторая часть связана с тем, что ВЭБ традиционно будучи очень высокорейтинговым заемщиком, привлекал выгодно средства, фондировался на глобальных рынках капитала, а сейчас оказался лишен этой возможности, - пояснил глава Минэкономразвития. - Большой объем валютной задолженности, которую трудно рефинансировать, совпал по срокам с реализацией этих рисков по специальным инвестиционным проектам. Это действительно поставило ВЭБ в сложную ситуацию".
"Хотя здесь я бы все-таки отделил бы ВЭБ от институтов группы ВЭБ. Потому что здесь такие высокоэффективные и хорошо работающие институты, как Российский фонд прямых инвестиций, который имеет мощную финансовую базу и широкий спектр отношений с зарубежными инвестиционными", - уточнил Улюкаев.