Комиссар Федотов: чем занимался самый секретный человек в СССР
Он напоминал скромного советского интеллигента — полноватый, в очках, неприметный. Ничто в облике Петра Васильевича Федотова не выдавало в нем человека, который в самые критические годы руководил щитом государства, возглавляя советскую контрразведку. Его жизнь, полная тайн и оперативных игр, и сегодня остается малоизвестной широкой публике.
Биография
Карьера Федотова в органах безопасности началась в 1921 году, после службы политруком в Гражданскую войну. Шестнадцать лет, проведенных на Северном Кавказе, стали для него школой оперативной работы. Он участвовал в ликвидации чеченских бандформирований, зарекомендовав себя как аналитик, осторожный и дисциплинированный сотрудник, хотя начальство порой отмечало его медлительность.
В разгар «Большого террора» 1937 года, когда многих его коллег ждал расстрел, судьба Федотова сделала неожиданный поворот. Он получил назначение в центральный аппарат НКВД, где возглавил отдел по борьбе с политической оппозицией. А в феврале 1941 года, накануне войны, комиссар госбезопасности 3-го ранга Петр Федотов был поставлен во главе 2-го управления НКГБ — отечественной контрразведки.
Война невидимого фронта
С началом Великой Отечественной войны управление Федотова превратилось в центр борьбы с вражескими шпионами. В его структуре было шесть отделов, главный из которых занимался немецкой агентурой.
Одной из самых эффективных тактик стали «радиоигры». Используя захваченные радиостанции, советские контрразведчики передавали абверу дезинформацию, что позволило выявить и обезвредить сотни германских агентов.
«Блудный сын»: почему Сталин переводил деньги отцу маршала Василевского
Но главной операцией Федотова стал срыв покушений на лидеров «Большой тройки» — Сталина, Рузвельта и Черчилля — во время Тегеранской и Ялтинской конференций. Именно его управление помешало планам знаменитого нацистского диверсанта Отто Скорцени. По некоторым данным, Федотов должен был возглавить подполье в случае захвата Москвы немцами, организуя диверсии в оккупированном городе.
По окончании войны Федотову присвоили звание генерал-лейтенанта. Он оставался во главе 2-го управления уже МГБ до сентября 1946 года.
Последующие годы
В дальнейшем несколько лет Петр Федотов руководил не контрразведкой, а заграничной разведкой, будучи заместителем председателя Комитета информации при совете министров Вячеслава Молотова. В этой должности он оставался до 1952 года, однако объем его ответственности на посту из-за частых реорганизаций периодически менялся. Несмотря на высокую оценку его деятельности, после расформирования комитета Федотов в течение года оставался не у дел, прозябая в резерве МГБ.
После смерти Сталина, казалось, фортуна вновь улыбнулась Федотову. Он был возвращен к прежним занятиям и руководил контрразведкой с 1954 по 1956 годы. Однако хрущевская оттепель поставила крест на карьере Петра Васильевича. Ему припомнили тот факт, что в 1940-е годы он организовал операцию «ложный закордон». Жителей Дальнего Востока забрасывали якобы за границу, где с ними работали фальшивые «японские спецслужбы». Если же советские граждане соглашались шпионить на японцев, их «разоблачали» в СССР, после чего расстреливали или давали срок. Посредством сфабрикованных этим способом дел было осуждено 130 человек.
В 1959 году Петра Федотова лишили звания генерал-лейтенанта и изгнали из коммунистической партии с формулировкой «за нарушения социалистической законности». Через 4 года он умер в Москве.
