Профессор Тайванс: «Закат Европы» актуален и сегодня
То что латвийское государство финансирует изучение арабского и хинди, косвенно указывает на геополитические процессы в современном мире. А процессы эти ничего хорошего Европе не сулят, убежден профессор Латвийского университета, востоковед Леон Тайванс.
В интервью Latvijas Avīze Тайванс признал, что вышедшая в свет в 1918 году книга немецкого мыслителя Оскара Шпенглера «Закат Европы», в которой он предсказал неизбежную катастрофу европейской цивилизации, не потеряла актуальности и сегодня.
«Помню, когда я еще был мальчишкой, родители яростно спорили об этой книге и предупреждениях Шпенглера. Но он не единственный, 60 лет назад схожие идеи высказывал английский историк Арнольд Тойнби.
Еще раньше, на стыке 19-го и 20-го веков, люди смотрели в будущее очень оптимистично. Казалось, что наша цивилизация достигла невиданной зрелости и рассудительности. Так сказать, теперь жить и жить! Но эта спокойная жизнь рухнула как карточный домик. Сначала Первая мировая война, потом Октябрьская революция в России, нацистский режим в Германии, потом Вторая мировая война – это были огромные потрясения с влиянием на прогресс человечества. И только в 1950-х годах мир постепенно стал отходить от этого, улучшилась и материальная сторона жизни. Понятно, что ни Шпенглера, ни Тойнби люди не хотели слышать. Под конец жизни Тойнби (он умер в 1975 году) даже отказывались публиковать в хоть сколько-то серьезных исторических журналах.
Их обоих в 1990-х годах вытащил на свет американец Сэмюэль Хантингтон со своей теорией столкновения цивилизаций. По его мнению, именно конфликт между Западом и исламской цивилизацией будет одной из главных примет современности, и нынешние события это подтверждают. Исчезают целые государства, как, например, Ирак, Ливия и Сирия, их место на подмостках истории занимают другие, начинаются гражданские войны и потоки беженцев. Мы еще не знаем, чем все кончится, но Европе это ничего хорошего не сулит. В истории нет прецедента, чтобы цветущая цивилизация, которой, несомненно, была и пока что еще остается Европа, была легко уничтожена. К сожалению, похоже, что мы на пороге такого уничтожения».
Демографическая бомба
По словам Тайванса, причин у этого много, но среди главных – европейская демографическая катастрофа и исчезновение духовности.
«По соседству – на Ближнем Востоке и в Северной Африке – живет примерно 360 миллионов говорящих на арабском мусульман, чье число возрастает за год на 1,5%, то есть на 5 миллионов. Через десять лет их будет уже 50 миллионов! – поясняет он. — На этих территориях огромные бытовые и социальные проблемы – перенаселенность, безработица, нехватка сельскохозяйственных земель и воды. Единственные островки благополучия там – Саудовская Аравия и страны Персидского залива, которые торгуют нефтью и газом. Но нет базы, на которой могут появиться новые рабочие места. На научные исследования, на разработку инноваций отводятся ничтожные деньги. Во всем арабском мире в год издается около 300 новых книг. Для сравнения – в Латвии в год около 2200.
Какова сейчас политика? По большому счету – искусство перераспределять ресурсы. И в этих регионах буханка хлеба, которую требуется разделить так, чтобы поели все, совсем мала. Многодетность – не столько вопрос веры, сколько прагматический экономический расчет. Потому что дети означают обеспеченную старость. Создается заколдованный круг – чем беднее страна, тем быстрее растет число жителей, что, в свою очередь, вызывает еще большую нищету. Молодые мужчины сидят без работы, что создает взрывоопасный потенциал. Почему люди присоединяются к частным армиям наемников, число которых в Сирии около сотни? Одна из причин – хотя бы раз в день поешь. Неудивительно, что поток людей рвется в ближайший оазис благосостояния, в «землю обетованную» – Европу.
Но не только беженцы угрожают Европе. Иммигранты, которые уже находятся в Европе, давят на нас своей демографической живучестью. В немногих европейских странах, где рождаемость превышает смертность, как во Франции, Великобритании или Испании, это благодаря иммигрантам с Ближнего Востока, из Азии и Африки».
Тайванс сравнивает экспансию приезжих с распространением раковых клеток в организме: «Безработица среди иммигрантов намного выше, чем среди местных. 85% живущих в Финляндии сомалийцев не работают и живут на пособия».
Германия сняла сливки
Несколько иная ситуация пока в ФРГ, но у этого есть своя причина.
«Германия сняла сливки. Беженцы, которые сейчас приехали в Европу с Ближнего Востока – это образованный и сравнительно зажиточный средний класс, – говорит Тайванс. – У них как минимум было что продать, чтобы заплатить контрабандистам людей – дома, земля, машины, золото. Но в очереди уже стоят другие страны – Йемен, раздираемый войной, Ливия, Ирак, Эритрея, Эфиопия, оба Судана, Сомали. И Латвия никуда не денется, часть из них Европа заставит нас принять».