От утят до Чайки
Как бы ни были отдельные граждане далеки от политики и экономики, уходящий 2015 год им запомнится надолго – столь удивительных с точки зрения логики и здравого смысла явлений в повседневной жизни страны не наблюдалось, пожалуй, с самых дремучих времен. Воображение поражает даже простое перечисление фактов и событий: показательное уничтожение еды, запрет гражданам отдыхать на египетских и турецких пляжах, отсутствие со стороны властей хоть какой-то реакции на фильм-разоблачение о генеральном прокуроре, наконец, уже общемировая сенсация – объявление канцерогеном самого обычного мяса. И все это впридачу к сенсациям вполне традиционным, вроде коррупционного разоблачения почти всего руководства ФИФА, разгона за махинации Российского антидопингового агентства или обнаружения следов воды на Марсе. Впрочем, события именно последнего ряда для наиболее слабых духом граждан могли служить доказательством того, что с ума сошел все-таки еще не весь мир, а лишь некоторая его часть.
Раздавить и сжечь
Безусловным символом абсурда, происходившего в стране в уходящем году, стало решение российских властей об уничтожении продовольствия, ввезенного из стран ЕС, США и их союзников. Сама идея оценивать еду не по вкусу, качеству и степени полезности, а исключительно по стране происхождения отдает паранойей. Тем большим безумием для любого нормального человека выглядят нешуточные усилия, направленные на избавление от иноземной еды, – закапывание, раздавливание бульдозерами, сжигание в специальных печах, как это делается теперь в России. В конце концов, «неправильное» продовольствие можно отдать бедным или бездомным, на худой конец, скормить скоту. В стране, пережившей голодоморы 1920‑х и 1930‑х годов и ужасы ленинградской блокады, такое беспощадное отношение к еде представляется кощунственным.
{loaditem 99043}
Справедливости ради надо признать, что с этим согласны и большинство россиян, хотя соцопросы дают довольно большой разброс мнений. Так, по данным ФОМ, в августе 2015 года, вскоре после начала уничтожения «санкционных» продуктов, положительно эту меру оценили 42% опрошенных. Причем «за» выступали в первую очередь жители сельских районов, которые, очевидно, меньше знакомы с импортной продукцией. В Москве же, например, идею уничтожения еды однозначно осудили 59% опрошенных. Согласно же исследованию ЦИМЭС, среди пользователей интернета против решения властей высказались вообще 87% респондентов, а многие расценили его как открытое «надругательство над памятью и историей».
…