1 января 2016 года окончательно вступает в силу федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ
Само по себе требование декларирования сделок с древесиной вступило в силу раньше - 1 июля 2015 года. Еще раньше вступили в силу другие требования, введенные этим законом: о запрете на отчуждение древесины, проданной гражданам для собственных нужд, о создании ЕГАИС учета древесины и сделок с ней (с 1 февраля 2014 года), о сопроводительном документе на перевозку древесины (с 1 июля 2014 года), об учете древесины, о маркировке древесины дуба, бука и ясеня, о штрафах за перевозку древесины без сопроводительного документа (с 1 января 2015 года), и некоторые иные, менее значительные.
Концепция единой государственной системы учета древесины и сделок с ней и законопроект, ставший в итоге федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ, разрабатывались в Рослесхозе и Минприроды России с начала 2012 года (а идея такой системы появилась еще на несколько лет раньше). Подготовкой этого законопроекта и проектов некоторых подзаконных актов к нему в Минприроды, Рослесхозе и Рослесинфорге руководил А.Н.Мариев. Официальными авторами законопроекта стали депутаты Государственной Думы В.И.Кашин, И.И.Никитчук, А.И.Фокин, Л.А.Огуль, А.Б.Василенко, Б.В.Иванюженков, В.М.Мархаев, А.Е.Бобраков и М.Л.Шаккум. В реальности и законопроект, и многие подзаконные акты к нему сочинялись в стиле письма "троих из Простоквашино", то есть разные части проектов готовились и правились разными людьми, что привело ко множеству нестыковок, внутренних противоречий, пробелов и технических ошибок.
Закон был направлен против незаконных рубок лесных насаждений, но его разработчики, судя по официальной пояснительной записке к законопроекту, опирались на "липовые", не имеющие никакого отношения к реальности, данные о масштабах проблемы: "объем незаконно добываемой древесины, составляет более 1 млн. кубометров в год". Реальная доля незаконных рубок в нашей стране оценивается большинством экспертов в 15-25% от общего объема заготовки древесины, что соответствует примерно 35-65 миллионам кубометров в год. Представляется очевидным, что для борьбы с незаконными рубками в объеме около миллиона кубов в год (0,5% от общего объема заготовки древесины - то есть на уровне лучших мировых показателей), и для борьбы с незаконными рубками в объеме 35-65 миллионов кубов в год (15-25%, то есть ближе к худшим показателям) нужны совершенно разные меры. Ориентируясь на "липовые" данные - не только по объемам незаконных рубок, но и по их причинам - законодатели приняли неадекватный закон. Однако, поскольку основные ставки в борьбе с воровством леса были сделаны именно на него, отказаться от его применения в ближайшие годы вряд ли получится.
Вступление в силу всех изменений, внесенных в российское законодательство законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ, практически с гарантией приведет к целому комплексу неблагоприятных последствий:
во-первых, основные усилия органов управления лесами будут окончательно переориентированы с реальной охраны лесов на имитацию их охраны путем тотального контроля за потоками древесины, в результате чего лес станет еще менее охраняемым и более беспризорным, а масштабы воровства леса вырастут;
во-вторых, добросовестные лесопользователи и работники неизбежно сильно пострадают из-за ошибок в системе ЕГАИС и нестыковок между учетом лесных ресурсов при их предоставлении в пользование ("в примерном количестве" по материалам древних лесоустройств) и требованиями к учету при сделках и перевозке;
в-третьих, у многих сельских жителей возникнут дополнительные проблемы с приобретением дров - в связи как с требованиями по учету, так и с запретом на отчуждение, то есть фактически на оплату заготовки и вывозки дров "натурой" (частью купленной на льготных условиях древесины);
в-четвертых, руководители органов управления лесами будут вынуждены "делать хорошую мину при плохой игре" - не признавать реальных масштабов воровства леса и смежных лесных проблем, поскольку признание породит множество вопросов к внедрению 415-ФЗ и ЕГАИС, а они могут привести к громким отставкам и даже посадкам "стрелочников".
Борьбе с незаконными рубками федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ и ЕГАИС учета древесины и сделок с ней практически никак не помогут - просто потому, что в нашей стране давно отработаны многочисленные способы и технологии легализации "ворлеса" еще до его вовлечения в официальный оборот, и до перевозки по основным магистралям, где реально есть кому проверять наличие сопроводительных документов и соответствие декларациям о сделках. Пока лесные ресурсы предоставляются лесопользователям в примерном количестве, да еще и в объемах "липовой", реально ничем не обеспеченной, расчетной лесосеки - практически любые объемы "ворлеса" можно будет легализовать и спрятать в общем обороте древесины.
И кроме того - основной ущерб лесу причиняют сейчас не самовольные рубки без документов, защитить от которых теоретически мог бы контроль за оборотом древесины, а рубки разрешенные, снабженные всеми необходимыми документами, но проводящиеся без реальных оснований, без соблюдения лесоводственных норм, без последующего лесовосстановления. Одними только санитарными рубками (большинство которых лечит лес от одного недуга - избытка стволовой древесины) в нашей стране ежегодно заготавливается 30-40 миллионов кубометров древесины (29,5 млн. кубометров по официальным данным за 2014 год). Борьбе с такими незаконными или условно-законными рубками контроль за оборотом древесины заведомо никак не поможет, даже если будет организован самым добросовестным образом.
Позиция Гринпис России по 415-ФЗ и ЕГАИС УД
Гринпис всегда, с самого появления идеи этого закона, выступал против его принятия в обозримом будущем. Вот вывод из выступления руководителя лесного отдела Гринпис России Ярошенко А.Ю. на круглом столе, организованном Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 19 марта 2012 года на тему "Совершенствование правового обеспечения противодействия незаконным рубкам лесных насаждений":
"представляется целесообразным на данном этапе приостановить разработку системы государственного регулирования оборота круглых лесоматериалов, и отказаться от принятия федерального закона "О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Возобновить работы по созданию этой системы целесообразно лишь после ликвидации правовой неопределенности понятия "незаконная рубка", восстановления дееспособной государственной лесной охраны, восстановления правовых и организационных основ для устойчивого существования специализированных государственных лесохозяйственных предприятий, и одновременно с разработкой реалистичной программы действий по ликвидации социально-экономических предпосылок к массовому распространению незаконных рубок".
С тех пор Гринпис последовательно выступал против принятия этого закона и против введения системы ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, и пытался убедить разработчиков в том, что этот закон принесет лесам России больше вреда, чем пользы. К сожалению, убедить разработчиков отказаться от этого закона не удалось.
https://img-fotki.yandex.ru/get/5308/13765332.44/0_baf97_ef1b2698_orig.jpg
Если древесина перевозится на незарегистрированном автомобиле без государственных номерных знаков
(обычное дело в лесных регионах нашей страны) - с чего бы водителю беспокоиться о каких-то декларациях и
сопроводительных документах?
Специальная страница Лесного форума, посвященная этому закону:
forestforum.ru/415
http://www.forestforum.ru/images/button-fnd.png