Добавить новость
ru24.net
Все новости
Декабрь
2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25
26
27
28
29
30
31

Поддержка разработчиков и развлечения домохозяек-геймеров: что происходит в отечественной индустрии видеоигр

0

erid: 2SDnje5TSzkВ


России насчитывается 70 миллионов геймеров — от киберспортсменов, проводящих долгие часы в выдуманных мирах, и студентов, увлекшихся новой ролевой игрой, до охранников, соревнующихся в автогонках на смартфоне во время перерыва, и домохозяек, выстраивающих шарики по три в ряд. Отечественная игровая индустрия в силу разных причин выбрала немного иной путь развития, но все признают — потенциал у нее огромный.

Компания «Ростелеком» организовала для журналистов вебинар, посвященный трендам и перспективам развития индустрии видеоигр. Приглашенные эксперты рассказали, какие игры популярны у россиян, с какими сложностями сталкиваются разработчики развлекательного контента и как крупные компании и объединения помогают создавать и распространять игры. Редакция БНК приводит тезисы из выступлений экспертов, а также мнение разработчика компьютерной игры из Сыктывкара.


Алексей Каленчук — директор по цифровым креативным индустриям фонда «Сколково», руководитель «Sk Игры»



Видеоигры сейчас являются, наверное, неким фронтиром, передним краем аудиовизуальной интерактивной индустрии. Когда заходит речь про видеоигры, очень часто звучат полярные точки зрения. Первая — достаточно маргинальная: это такая бесполезная область жизни, а значит, ей заниматься не стоит, вообще никакого смысла и прока от этого нет. Вторая точка зрения — что это огромнейшая индустрия с многомиллиардными оборотами, что все будущее за видеоиграми и что скоро мы все переедем в метавселенную, будем там жить с утра до ночи, будем работать в этой чудесной экономике. Истина, конечно же, посередине. Игровая индустрия давно перестала быть какой-либо маргинальной, это такой же пласт культуры, как книги и кино.


Огромное количество людей, которые играют в игры, даже не считают себя игроками в принципе. Например, часть женской аудитории, которая в транспорте или на досуге немножечко играет в какие-то несложные игры, не считает себя геймерами. Хотя почему бы и нет — вполне себе геймер.


В этом сегменте задействовано очень большое количество людей, это технологически емкая сфера. Она перестала быть рискованной зоной карьерного роста. В огромном количестве вузов и ссузов открыты кафедры, которые так или иначе готовят специалистов по игровым направлениям.


Самый масштабный — это рынок мобильных игр. На втором месте в России — ПК-игры. Номер 3 — консольные игры. В конце — VR-платформы. В России есть свои прикольные особенности: например, ПК-игры более популярны, чем консольные, в отличие от других стран. А мобильный сегмент не такой большой, как в той же Индии.


Игровая индустрия сейчас не очень хорошо считается. Согласно агрегированному исследованию коллег из Института развития интернета, российский сегмент оценивается от 100 миллиардов до 300 миллиардов рублей.


Игровой рынок в России по бюджету пока еще кажется меньше, чем рынок кино и сериалов. Он примерно в 3 раза меньше, чем рынок рекламы, который оценивается в 1 триллион рублей. Если сравнивать с такими сегментами, как финтех или промышленность, конечно, игровая индустрия — это микроиндустрия во многих смыслах.


При том что индустрия относительно других не такая большая, она очень технологически емкая. Это все, что касается 2D- и 3D-графики, это интерактивность, которая чаще всего обеспечивается игровыми движками, это сетевая инфраструктура, которая обеспечивается серверами. Каждый из компонентов очень дорог в разработке. За что ни возьмешься, это многомиллиардная разработка.


Большое количество денег сейчас все еще утекает зарубежным разработчикам и платформам. Конечно же, говорить о том, что мы можем создать российские технологии, очень оптимистично, хотя их все же создают.


Игровые студии преимущественно находятся в городах-миллионниках.


В играх очень часто смесь технологий и креатива дает честные конкурентные преимущества. Как раз именно технологическая часть невидима для пользователей, хотя зачастую именно на этом базируется вообще вся игра. Все массовые онлайн-игры базируются на собственных ключевых технологиях, на своих движках, которые позволяют быстро конструировать миры.


Помимо инструментального уровня, есть еще уровень издания и доставки игр. Это серьезный вопрос для России в целом — как игры должны доставляться, как за них принимать оплату. Без этого цикла не возникает постоянного устойчивого рыночного механизма, когда разработчики делают игры, получают за это справедливое вознаграждение, а игроки скачивают и кайфуют от этого.


Несмотря на то что мы как страна имеем самую массовую долю мобильных игр, надо понимать, что мобильные платформы де факто являются на сегодня закрытыми. Если на платформу Android еще можно поставить «Рустор», то на платформу iOS ничего толком не поставить. Из-за этого огромное количество разработчиков ориентируется на второй сегмент — на ПК-игры. На то, что массово представлено платформой Steam. Поэтому ПК-игры являются фокусом для стартапов в силу простоты выхода.


Игры — это еще один способ рассказывать истории. Это такой новый медиум. Сейчас по количеству и внимания, и времени, которые люди проводят в цифровых средах, с видеоиграми конкурируют только короткие видео.


Видеоигры — один из самых экономически эффективных способов проведения досуга. То есть за условные 500-1000 рублей купленной игры вы можете провести как игрок в ней часов больше и насладиться этим временем гораздо больше, чем за схожие деньги в кино или еще где-либо.


В играх есть не только культурные вещи, но и социальные тематики. Много игр посвящено различным социальным проблемам. Причем как раз игровой формат позволяет это делать в таком более интересном, не банальном виде. Дает некий путь. Игры еще являются и образовательным инструментом.


Константин Кондюков — генеральный директор студии Eudokia Games, преподаватель ВШЭ, ИМТО, Университета Иннополис



Рынок видеоигр действительно огромен. Играют все: охранники, кассиры, пассажиры в метро.


Анонсов все больше на ближайшие годы, но на это нужно время. То есть не бывает такого, чтобы у вас ничего не было, и — ба-бах — появилась куча аналогов Xbox и PlayStation.


Индустрия растет, люди готовы платить за игры все больше. Это хорошо для разработки. Хотя у нас в менталитете, что если сэкономил, то ты молодец. Поэтому нужно поддерживать тех, кто тебе нравится.


Все пытаться понять, будет ли нравиться игра пользователю или не будет. Это большой сложный вопрос. Вы не можете, пока полностью не сделаете игру или ее часть, этого понять.


Очень сложно выходить на мобильный рынок, несмотря то что он большой. Проблема в трафике. Большие компании могут закупать очень много трафика, а маленькие не могут. Поэтому им приходится использовать какие-то другие инструменты. Например, для ПК-игр это СМИ, активные постинги, соцсети, видеостримы, офлайн.


В современных реалиях на мобильный рынок, чтобы зайти, нужно несколько миллионов долларов. Потому что 90 процентов уйдет на трафик, на креативы, на оптимизации. Это очень дорого, поэтому маленьким разработчикам вообще нет смысла заходить сейчас на мобильный рынок из-за этой конкуренции.


Каждый год игры растут, их заработок растет. Steam сообщает, что они занимают 30 процентов доходов платформы.


Нет такого, чтобы первый проект — и сразу полетели. Некоторые команды по 7-8 лет работают, выпуская продукты, не вызывающие интереса. А потом появляется игра, которая становится вирусной. Как и в любом бизнесе такое. На это нужны большие инвестиции.


Я бы рекомендовал тем, кто хочет зайти в индустрию, делать маленькие игры на ПК, в веб. Очень быстро можно сделать игру и можно какие-то деньги зарабатывать.


Александр Ряховский — директор офиса перспективных и партнерских проектов «Ростелекома»



«Ростелеком» в гейм-индустрии так или иначе присутствует уже 10 лет. Началась вся эта история еще в 2016 году, когда «Ростелеком» совместно с компанией-разработчиком «Мира танков» запустили тарифный план «Игровой». Его основным преимуществом была скорость передачи данных плюс дополнительные игровые бонусы.


Рынок гейм-индустрии сегодня является одним из самых динамично растущих в креативной индустрии. По разным исследованиям, в России примерно 70 миллионов игроков. Это те, кто хотя бы один раз в неделю заходит в какую-то любимую игру.


Мы часто слышим вопрос, почему «Ростелеком» как телеком-оператор решил шагнуть в эту индустрию. Здесь важно сначала понять, как выглядит традиционная модель телеком-оператора. В традиционной модели все операторы, по сути, продают гигабайты, продают мегабайты. Клиент платит за скорость, за объем трафика, за подключение. Продукт более или менее одинаковый у всех, и конкурируют компании по цене. Такие ценовые войны в определенных случаях могут привести к истощению компании. А наша новая модель с играми меняет подход. Мы меняем правило монетизации интернета — мы продаем не просто интернет, а цифровой образ жизни. То есть клиент платит не за то, что он просто что-то качает из Сети, а за то, что он делает в Сети: это игры, контент, различные сервисы.


Это высоко маржинальный бизнес. Средний чек клиента в играх от 3 до 5 раз выше, чем на стандартном интернете. Ценность клиента увеличивается от 40 до 60 процентов при использовании экосистемных сервисов. Маржинальность игровых сервисов — 30-40 процентов против 15-20 процентов на классическом интернете. Поэтому из телеком-компании мы превращаемся в такую платформенную компанию, которая зарабатывает уже на цифровом контенте, а не просто на классическом интернете.


Почему нам это интересно? Во-первых, это удержание аудитории. То есть когда человек приходит за игрой на нашу платформу «Игры Ростелеком», он остается внутри экосистемы. Например, он смотрит кино на Wink, использует облачное хранилище, участвует параллельно в киберспортивных турнирах. Получается, что средний чек клиента растет, а отток снижается. По сути, это такая понятная всем, уже известная классическая модель экосистемного подхода.


Во-вторых, это платежеспособная аудитория. В России 70 миллионов геймеров. А активных, которые не один раз в неделю играют, — 9,5 миллиона. Они — самый продвинутый и самый активный сегмент в цифровой экономике. Там средний возраст — 25-35 лет. Эта аудитория готова платить за качество, за удобство.


В-третьих, это технологическое лидерство. Игровая индустрия использует передовые технологии: облачный гейминг, VR, искусственный интеллект. Когда мы развиваем нашу игровую платформу, мы, по сути, развиваем компетенции, которые затем применяются во всех других направлениях бизнеса. Можно сказать, что это инвестиции в будущее.


В-четвертых, это репутация и доверие. Когда «Ростелеком» гарантирует безопасность в такой достаточной сложной сфере, как игры, это усиливает доверие ко всему бренду в целом. Пользователь думает, что если они защищают мой игровой аккаунт, значит, и мои личные данные тоже находятся в безопасности. И это работает как раз на весь бизнес «Ростелекома».


Мы запустили игровой маркетплейс — «Игры Ростелеком». В России появилась вторая игровая платформа после VK Play. Наш портал — это дополнительная возможность для игровых студий, так как очень важно не только сделать игру, но и заниматься ее дистрибуцией. С появлением дополнительной игровой платформы у издателя появилась возможность еще больше и быстрее дистрибутировать продукт. На сегодня на платформе представлены уже 20 с лишним изданий.


Иван Робанишвили — предприниматель в сфере IT из Коми, руководитель студии Komisoft, гейм-дизайнер, продюсер игровых проектов, разработчик игры Synchro



Состояние отечественного геймдева: детеныш могучего динозавра только что сломал скорлупу и вылезает из яйца. В общем индустрия только-только начинает получать кислород и питание, в основном за счет государственной поддержки. Сама же индустрия держится на фанатах и разработчиках, кто просто любит игры, и кому не все равно.


Сложности: мало кто умеет делать игры. А тех, кто умеет, быстро подхватывает крупный бизнес, который в 95 процентах случаев думает не об индустрии, а о прибыли.


Простота, если это можно так назвать, — в более низкой стоимости разработки, чем на Западе.


Если говорить технически, то разработка видеоигры — это очень комплексный, многосоставной процесс. Чтобы сделать коммерчески успешную игру, нужно владеть кучей специфических и нестандартных компетенций, а также ресурсами.


Если говорить о разработке вообще, то нужно не «сцать», а брать и делать, если ты действительно хочешь заниматься этим делом, то тебя ничего не остановит. И начинать с простых, очень простых проектов.


На самом деле местоположение разработчика достаточно сильно влияет. Ведь игры — это про передачу опыта. Коренной москвич не сможет сделать хорошую игру про глубинку, к тому же уровень кадров и затрат на них тоже диктует свои условия. Маленьким инди-студиям намного проще экспериментировать.


Да, поддержка от государства есть, и по ощущениям, она продолжает набирать обороты, что не может не радовать. Доступны бесплатные образовательные программы, гранты, мероприятия, конкурсы и так далее.


Игроки от бизнеса тоже часто играют в поддержку инди-разработчиков, но, как мне кажется, это делается для отбора интересных проектов и кадров под свой контроль.


Я уже почти не испытываю дефицита кадров, так как многому научились уже сами, а оставшиеся узкие моменты и тонкости можно заказать на аутсорсе у более опытных товарищей по цеху.


По кадровой политике: у каждого свой путь. На мой взгляд, взращивать новые кадры в регионе куда выгоднее, при условии, что умеешь работать с людьми и у тебя на это есть ресурс. Ребята тут, как мне кажется, попросту более живые. А в такой экстремально творческой сфере деятельности это очень важно.


Чтобы охотиться за уже состоявшимися разработчиками, нужен большой мешок денег. Без него можно попытаться выдернуть кого-то очень талантливого из смежной сферы, и, если повезет, тогда будет шанс сделать из него хорошего спеца.


Поначалу думал, что это легкие деньги и возможность созидательно влиять на умы людей. Все оказалось раз в 5 сложнее ожидаемого, но я не сдался, и уже потихоньку реализовываю тот желанный созидательный потенциал своей игры. Например, мы наконец добавили в закрытую версию игры книги из мировой классики. Пришлось ждать три года, прежде чем я увидел реализацию своей идеи в проекте.


Наша игра уникальна тем, что не стесняется подчеркнуть и критиковать современные социальные и политические проблемы. В игровой форме мы осуждаем и высмеиваем бесконечное стремление к наживе и власти корпораций и технократов. Делаем мы это при помощи уникальной механики «очков правды», с помощью которой можно просвечивать и видеть правду на внутриигровых рекламных баннерах, узнавать планы врагов в бою и даже читать мысли обывателей. Радует, что эта механика нравится игрокам, с ней мы собираем миллионы просмотров в иностранных соцсетях, которые хорошо конвертируются в вишлисты. А это хороший сигнал, что игра интересна и нужна людям, и мы делаем все правильно.


Ожидаю, что вложения нашей команды окупятся. Если мы не расклеимся до релиза и нам умеренно повезет, то окупятся многократно, и это откроет нам новые возможности творить, чтобы дальше радовать и пробуждать игроков по всему миру.


Реклама. ПАО «Ростелеком». ИНН: 7707049388.


Фото спикеров предоставили «Ростелеком» и авторы публикации




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса