Причины роста цен, прогноз по инфляции и стабильность рубля: о чем говорила Эльвира Набиуллина
Снижение проинфляционных ожиданий будет происходить достаточно медленно, понадобится более плавная траектория снижения ключевой ставки. На ближайших заседаниях будет оцениваться целесообразность ее дальнейшего понижения. На это указала глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции 13 февраля 2026 года, состоявшейся по итогам заседания совета директоров регулятора.
По недельной статистике видно, что за месяц цены существенно выросли. Основная причина этого – ожидаемый перенос эффекта от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) в цены. Пик роста цен пришелся на первые две недели января, во второй половине месяца динамика затухала, отметила Эльвира Набиуллина.
Второй фактор – динамика цен "в отдельных волатильных компонентах". В конце 2025 года рост цен на плодоовощную продукцию был нетипично низким, однако в январе он ускорился. Также с начала года из-за повышения акцизов быстрее дорожали бензин, табак и алкоголь.
Центробанк не ждет новой волны инфляции, ее ускорение в январе имело разовый характер, отметила Набиуллина. Сейчас годовая инфляция находится на уровне 6,3%. Это ниже прогнозного интервала регулятора, составляющего 6,5–7%. Пик инфляционного давления был пройден в декабре – январе. В ЦБ РФ надеются, что и пик инфляционных ожиданий также уже пройден, однако важна скорость их снижения.
Рубль остается стабильным. Экспортная выручка нефтяных компаний сократилась, но частично это компенсировали доходы от экспорта других товаров. В целом привлекательность рубля поддерживается бюджетным правилом и проводимой денежно-кредитной политикой, отметила Набиуллина.
По итогам 2025 года рост экономики составил 1% – это верхняя граница прогноза Банка России. Экономическая активность перешла к более умеренным темпам роста. Плавное замедление ее роста сопровождается снижением напряженности на рынке труда. Безработица держится на минимальных уровнях.
Баланс рисков по-прежнему смещен в сторону проинфляционных, связанных с ускорением инфляции. При этом вторичные проинфляционные риски от повышения НДС не выросли.
Значительные риски связаны с ценами на нефть. Развитие ситуации может отклониться от параметров прогноза в части ненефтегазовых доходов. Если дефицит в этой сфере вырастет, то возможности Центробанка РФ по снижению ключевой ставки, скорее всего, уменьшатся, отметила Набиуллина.
Глава ЦБ указала, что дезинфляционные риски (потенциальные угрозы, которые могут возникнуть в результате снижения темпов инфляции) также сохраняются. Прежде всего, это касается риска замедления внутреннего спроса.
Денежно-кредитные условия продолжили смягчаться, но в целом остаются жесткими. Ставки по кредитам и депозитам снижались как в номинальном, так и в реальном выражении.
Сберегательная активность населения остается высокой. Растет интерес граждан к другим формам сбережений, помимо депозитов, прежде всего к инструментам финансового рынка.
По словам Набиуллиной, на заседании 13 февраля совет директоров Банка России рассматривал вариант как сохранения ключевой ставки на уровне 16%, так и ее снижения на 0,5 процентного пункта (п. п.).
Набиуллина указала, что на ближайших заседаниях регулятор будет оценивать целесообразность дальнейшего понижения ключевой ставки. При дальнейшем снижении допускается пауза и шаг в 0,25 п. п.
В соответствии с базовым сценарием средняя ключевая ставка за 2026 год составит 13,5–14,5%. В обновленном прогнозе обеспечение устойчивого возвращения инфляции к цели – 4% – потребует немного более высокой ставки в 2027 году, на уровне 8–9%.
Глава ЦБ РФ также отметила важность плавной траектории снижения ключевой ставки. "Она позволит во втором полугодии вернуть устойчивую инфляцию к 4%, а экономику – к сбалансированному росту", – заключила Набиуллина.
На заседании 13 февраля Банк России до 15,5% годовых, уменьшив показатель на 0,5 п. п. Это шестое снижение подряд в рамках цикла смягчения денежно-кредитной политики, начавшегося в июне прошлого года.
