Какое чтение нужно юношеству
Та решила сама с ней ознакомиться, а потом, если действительно интересная, дать почитать своим сыну и дочери ученикам 8 и 9 классов. Но после прочтения решила, что книга для современных подростков вряд ли подойдет.
Почему она так думала? Причины она перечислила довольно подробно. Во-первых, ей показалось, что повесть вообще длинновата — современных подростков такой объем может отпугнуть. Если же говорить объективно, книга имела размером около 300 страниц. С того момента, как образование стало обязательным и широко распространилось среди населения, молодые люди разных поколений увлеченно читали романы, хотя бы приключенческие, гораздо большего объема и не жаловались. Во-вторых, женщине казалось, что в книге для юношества должна быть сплошная динамика: одни действия должны быстро сменяться другими, а если находится место описаниям, рассуждениям, то это уже называется словом «затянуто». В-третьих, она полагала, что читать должно быть легко и весело для подростков, а здесь же разная проблематика затрагивается: и думать приходится, и погрустить, и понять что-то, может быть, даже поискать в научно-популярной литературе, чтобы лучше понять некоторые детали. В-четвертых, в произведении отсылки к событиям Великой Отечественной войны и более раннего периода — рассказчице показалось, что детям это не будет интересно: сложно, скучновато, из других времен, им незнакомых….
Безусловно, любая книга может кому-то понравиться, а кому-то нет. В одном случае это больше относится к характеристикам самой книги, в другом — ее читателей, но все-таки вкусы у людей могут быть разными. И даже если говорить о признанных классиках и их произведениях, относящихся к шедеврам русской литературы, определенному читателю ближе одно, другому — другое, а кому-то — третье.
Тем более это справедливо по отношению к менее известным сегодняшним произведениям (что греха скрывать, довольно часто сомнительного содержания). Если бы рассказчица сказала собеседнице, что ей самой повесть не очень понравилась, потому что она любит романы на другие темы, можно было бы с ней согласиться или не согласиться, но тревожных мыслей все это, вероятнее всего, не вызвало бы.
А услышанный мною породило вопросы, потому что речь шла не просто о некой книге абстрактной тематики, а о том, какие книги, какую литературу мама двух школьников считает для этого возраста подходящей. Опыт подсказывает, что это не только ее мнение, а есть немало родителей, которые с ней согласились бы. И это не радует. Настораживает в первую очередь компетенция действующих лиц в этой ситуации.
Начнем с первого «критерия»: даже обычная по объему повесть кажется слишком длинной. Что же тогда подходит? Небольшой рассказ, совсем коротенькая сказка для еще совсем несмышленых, не более? Напомню, что серьезные классические сочинения — «Гроза» А. Н. Островского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева или «Ревизор» Н.В. Гоголя — входят в программу средней школы. Неужели и в этом случае текст покажется маме слишком длинным? А если маме, то детям — тем более? Совсем скоро ребята перейдут в старшие классы, где в программе по литературе есть объемные произведения. Например, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского или в 11-м классе может быть один по выбору М. А. Булгакова — «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». И это будет длинновато? Вся проблема — в настрое мамы. Как происходит развитие читателя? Дошкольникам родители читают сказки из детской классики с красочными иллюстрациями, младшие школьники сами читают короткие рассказы. Это оптимально по возрасту. Потом уже сам подросший ребенок читает повести, сообразные своему восприятию. Развитие, в том числе читательское, должно идти вперед. Человек должен расти с книгой: от небольших стихов и сказок на одну страничку — к повестям и романам из мировой классики, чтение которых вполне уже по силам подросткам. Если формирование молодого человека шло постоянно и по восходящей, если в семье с книгой дружат, объемная книга (в 300‑350 страниц) в подростковом возрасте не покажется большой.
Поговорим и о втором «критерии»: динамике сюжета. Даже малыш может остановиться и долго любоваться цветком, например, или рассматривать картинку в книге. Даже малыш рассуждает — он таким образом познает мир. Что же говорить о уже начинающем взрослеть человеке? У старших школьников должно развиваться умение думать, сравнивать, анализировать, делать выбор. Они о многом задумываются, ищут ответы, одни сомнения сменяются другими. Им необходимо учиться все лучше вглядываться в окружающий мир. Так почему же в литературе для подростков не должно быть рассуждений? Часто именно так показано, что видит герой произведения, что у него в мыслях. Как же еще можно глубже вникнуть в контекст происходящего? Все это доступно для понимания, нужно юному читателю. Мир не состоит только из быстрой смены одних «картинок» другими. Чтобы увидеть его красоту, заложенную в нем Творцом, надо остановиться и подумать.
Должно ли быть чтение всегда легким и веселым? Нет. И в жизни никогда не бывает все легко и весело. Человек создан многогранным, глубоким, в хорошем смысле сложным — не может его жизнь сведена к всегдашним развлечениям, удовольствиям, забавам, даже если бы это было возможно. Вы замечали, что трудности, усилия, грусть, непростые размышления, повседневный труд, в конце концов, бывают необходимы человеку, что без этого он не смог бы развиваться? И в книгах не может и не должно быть все просто и безоблачно. И погрустить надо, и поплакать над погибшим героем или героиней, и что-то сначала не понять, потому как пока не настолько широк кругозор и так далее. В этом и состоит суть самообразования, воспитания вкуса, самовоспитания.
Книги должны рассказывать ребятам и о том, с чем они не сталкивались в силу молодого возраста, о том, что пережили их далекие или близкие предки, как распространялось христианство на Руси, чем прославился святой, чье имя они носят, об истории их родной земли. Если юного человека ограждать от знаний о прошлом своей Родины, о подвиге воинов во время Великой Отечественной войне, о святых подвижниках Земли Русской и наших просветителей, то кто же тогда вырастет? Как же так вышло, что в прежнее время писалось много прекрасной литературы для юношества — вспомнить хотя бы повести А. П. Гайдара «Р. В. С.» 1925 г., «Судьба барабанщика» 1939 г., «Чук и Гек» 1939 г., «Тимур и его команда» 1940 г. На них воспиталось не одно поколение! А стихи С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова! «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстого. И про войну были книги для детей: «Сын полка» В. П. Катаева, «Девочки с Васильевского острова» Ю. Я. Яковлева, «Васек Трубачев и его товарищи» В. А. Осеева. Много можно перечислять. И надо заметить, дети, читавшие те произведения, впитывали в себя идеи, там заложенные — любовь к своей Родине, уважение к старшим, мужество, самостоятельность, желание учиться, достигать каких-то целей и прочее. А сегодня 25-летние считаются детьми, им «простительно» не знать, как вкручивается электролампочка или как разделать селедку. Но зато они очень хорошо знают, как выйти в интернет, сдать зачет с помощью ChatGPT, а потом забыть навсегда. И да, мечтают многие заработать миллион, долларов желательно, но не сильно напрягаясь. А о реалиях Великой Отечественной войны, о других трудных временах, каких выпадало немало на долю нашего народа — вдруг это им покажется неприятным, испугает, заскучают детки. Кем же они станут впоследствии? Иванами, не помнящими родства?
Подростковая книга должна не только увлечь — ее задача дать пищу для души, ума и сердца, дать знания, звать юных читателей к добру и свету, формировать интерес и правильное отношение к истории, к родной земле, развивать милосердие, сострадание, умение думать, искать и находить ответы на важные вопросы, знать и любить свою веру. И как говорится в известной песни: «Вера вечна, вера славна — наша вера православна!»
Любому человеку не должно быть всегда только весело. Ему нередко должно быть сложновато. Не чрезмерно сложно, а именно сложновато — чтобы пришлось приложить усилия, чтобы шло развитие. С литературой все тоже так. Не надо едва научившемуся складывать буквы в слова ребенку предлагать для чтения эпопею — это для него слишком трудно и непонятно, совсем не по силам и никакой пользы не принесет. А вот начинать с самого доступного, постепенно переходя к более сложному — необходимо. Не нужно искусственно замедлять читательское развитие подростка, полагая подходящим для него только чтение коротких, динамичных, веселых произведений. Или занижать планку — сейчас особенно важно, чем, какими мыслями будет наполняться его голова. Почему мама думает, что мировая классика не по зубам ее отпрыску? На то она и классика, что читать ее следует всю жизнь, каждый раз открывая что-то новое для себя. Задача взрослых в том и состоит, чтобы не мешать молодым знакомиться больше с поэзией, прозой различных авторов. Знать, что такое золотой век русской литературы, почему у него такое название. Кто относится к поэтам серебряного века, и как готовились и проводили праздники Рождества Христова и Пасхи наши деды и прадеды 100 лет назад, что прекрасно описано романе Ивана Шмелева «Лето Господне». Это — наш культурный код, когда люди, слыша цитаты известных строк или отсылки к ним, сразу понимают весь полусмысл, многогранность и подтекст сказанного. Не лишайте новые поколения нашего богатейшего культурного наследия, оно пронизано христианскими идеями любви, милосердия, жертвенности, верности.
