США на обочине, или Путин может править миром
Америка при Дональде Трампе стремительно теряет свой статус мировой сверхдержавы. Образовавшийся вакуум власти стремятся заполнить многие. По мнению журналиста The Huffington Post, шансы занять вакантное место есть у Китая, России, Германии и, как ни странно, штата Калифорния.
Автор статьи в The Huffington Post Уильям Брэдли, подводя итоги саммита G20 в Гамбурге, пишет, что сторонников Трампа можно поздравить с тем, что от США отвернулись практически все мировые лидеры, за исключением Москвы и Эр-Рияда. «Впрочем, даже они набросились на Трампа, когда дело дошло до глобального потепления», — утверждает Брэдли.
«Трампизм», по определению автора статьи, создаёт вакуум в международной политике. И в эту пустоту устремляются многие, включая Китай, Россию, Германию и так далее. На всей планете не так много людей, за исключением аудитории Fox News, которые считают Дональда Трампа поборником западной цивилизации. Напротив, куда больше людей видят в нём её разрушителя, учитывая, сколько ценностей он уничтожает на ежедневной основе, полагает Уильям Брэдли.
«Трамписты» ведут к тому, чтобы Америка стремительно утратила свою роль мировой сверхдержавы, однако мировая политика не терпит пустоты. И автор статьи предлагает читателям The Huffington Post на замену Трампу «не такую уж великолепную семёрку» в лице Си Цзиньпина, Владимира Путина, Ангелы Меркель, Эммануэля Макрона, Ким Чен Ына, Мухаммеда ибн Салмана и Джерри Брауна.
По наблюдению автора, Китай должен был стать серьёзным соперником Америке, как минимум, через 20 лет. Стремительно ставшее настоящим будущее никому из сторон не принесёт пользы. Может ли Китай занять главную роль в управлении мировыми торговыми и финансовыми системами, способен ли он обеспечивать мир, задаётся вопросом автор. Сомнительно, отвечает он сам себе. Впрочем, Китай вполне готов сыграть главную роль в управлении торговлей и финансами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и Си Цзиньпин, судя по всем признакам, намеревается взять её на себя.
«В лице Владимира Путина у России есть лидер, который способен управлять сверхдержавой», — считает автор. Однако, по его мнению, у Москвы нет необходимых средств для того, чтобы выбраться за пределы уровня великой державы, к которому Путин ведёт свою страну. И всё же, отмечает Брэдли, саммит G20 стал триумфом для Путина.
Под занавес саммита именно президент РФ дал пресс-конференцию, в то время как Трамп отменил встречу с журналистами. Преимущество на российской стороне: Путин и Сергей Лавров по своему опыту (в правительстве, разведке и военной сфере) обгоняют коллектив Трампа и Рекса Тиллерсона более чем на 80 лет, подсчитал Брэдли.
Кроме того, российской стороне также «помогло» наличие переводчика. И Лавров, и Путин говорят по-английски, и эта «уловка с переводчиком» давала им преимущество — вдвое больше времени на то, чтобы оценить и направить диалог с «бедными американцами», — и они им воспользовались.
«Я очень уважаю Путина как профессионала в области разведки и признаю, что у России могут быть законные основания волноваться в отношении её окружения Североатлантическим альянсом… Однако Трамп по каким-то причинам, будучи путинским приспешником, определённо пытается скрыть некоторые досадные факты о связях с Россией», — утверждает Брэдли.
Если кто и готов занять лидирующее место на мировой арене, так это немецкий канцлер Ангела Меркель, уверяет автор статьи. В Гамбурге она сыграла главную роль в создании единого фронта G19 по вопросам глобального потепления, не допустив, чтобы Парижское соглашение покинули Россия и Саудовская Аравия. Автор статьи напоминает, что у Меркель имеется рычаг влияния на Путина в виде газопровода, который очень нужен Москве. Впрочем, Германию нельзя назвать сверхдержавой, а, учитывая историю двух мировых войн, вряд ли кто из жителей страны стремится к тому, чтобы она стала таковой.
С Ангелой Меркель по своему статусу сравним и новый президент Франции, который работает совместно с канцлером над тем, чтобы не допустить развала Евросоюза из-за «вялотекущего» брексита. Северокорейский диктатор Ким Чен Ын в начале президентства Трампа, возможно, был выведен из равновесия угрозами нового американского лидера, но после того, как Трамп анонсировал прибытие к Корейскому полуострову ударной группировки ВМС США, которая на самом деле направлялась в обратном направлении, Ким Чен Ын раскусил Трампа, а Пхеньян успешно провёл запуск межконтинентальной баллистической ракеты.
Саудовская Аравия стремится стать ведущей ближневосточной державой, а также лидером мирового нефтяного картеля. Однако, учитывая её антииранскую позицию, вмешательство в войну в Йемене и намеренное запугивание Катара, эта страна сейчас выглядит главным дестабилизатором, делает вывод Брэдли.
Отдельным пунктом у автора статьи проходит штат Калифорния, который, хотя и не был представлен на саммите G20, вполне мог бы на это претендовать, учитывая, что его экономика по величине шестая в мире. Калифорнию можно назвать наиболее успешным мультирасовым и мультикультурным местом на планете, а так как она имеет в активе Силиконовую долину, Голливуд, несколько лучших университетов и исследовательских лабораторий в мире, её следует считать глобальной сверхдержавой мягкой силы, отмечает автор статьи.