Германский бизнес упрекают за помощь Крыму
Скандал с турбинами Siemens в Крыму не остался без внимания в Германии. Большинство немецких СМИ считают, что мюнхенский концерн ввели в заблуждение, но есть и те, кто уверен, что Siemens ведет двойную игру: Россия обеспечивает группе доход на сумму более €1 млрд, при этом на кону поставки поездов еще на несколько миллиардов.
В последние дни набирает обороты скандал, связанный с тем, что российская фирма «Технопромэкспорт» (ТПЭ), по предположению компании Siemens, поставила в Крым две газовые турбины SGT-2000E для ТЭС, купленные на определенных условиях. «Эти действия явным образом нарушают договор о поставке», — говорится в заявлении Siemens.
Концерн уже подал иск в Арбитражный суд в Москве к «Технопромэкспорту» (ТПЭ), дочерней компании «Ростеха», и собственной «дочке» — «Сименс технологии газовых турбин».
Таким образом в Siemens намерены не только защитить свою репутацию в глазах европейских чиновников, но и воспрепятствовать запуску этих турбин в Крыму. В компании заявляют, что турбины должны быть возвращены на Тамань (куда изначально и были поставлены), иначе договор будет расторгнут в одностороннем порядке.
Поставка энергетического оборудования на полуостров противоречит режиму санкций Евросоюза и США — прямые контакты с Крымом с 2014 года запрещены. Российское правительство сообщает, что обе турбины, установленные в Крыму, имеют российское происхождение и собраны из российских компонентов. Источник из окружения Siemens, напротив, утверждает, что обе турбины были собраны в Германии, но позже «переделаны» российской стороной и хранились в одном из российских портов «вместе с электрооборудованием из США», сообщает Die Zeit.
ТПЭ, генеральный подрядчик обеих крымских электростанций, заявил, что приобрел турбины на вторичном рынке и что они были «модернизированы российскими специалистами». У кого были куплены турбины и кто проводил модернизацию, ТПЭ не сообщает.
Президент России Владимир Путин остро нуждается в оборудовании, чтобы выполнить свое обещание гарантировать энергоснабжение Крыма к 2018 году, отмечает Der Spiegel.
Уже год назад сообщалось, что дочерняя компания Siemens хочет поставить в Крым турбины, несмотря на санкции ЕС против России, однако в компании опровергли эту информацию.
Принимая во внимание известные теперь детали, правительство ФРГ предостерегло немецкий концерн. «Соблюдение экспортных законов и санкций находится в зоне ответственности предприятия», — сообщает источник издания в министерстве экономики.
По информации Reuters, турбины Siemens — единственные, которые подходят к уже готовым фундаментам крымских электростанций. Однако пока они не смонтированы. В этом должно помочь ЗАО «Интеравтоматика», на 46% принадлежащее Siemens. Однако теперь концерн хочет помешать деятельности «Интеравтоматики» в Крыму. Siemens настаивает на том, что все актуальные контракты в отношении Крыма должны быть приостановлены. 17% «Интеравтоматики» принадлежит ТПЭ, 37% — у исследовательского института ВТИ.
Кроме того, Siemens гарантирует, что не будет поставлять оборудование для монтажа, а без необходимых компонентов российская сторона самостоятельно, скорее всего, не сможет провести установку обеих турбин.
В Siemens считают, что подача иска обоснована и необходима, так как в последние месяцы «Ростех» (в состав которого входит ТПЭ) неоднократно письменно подтверждал, что использование турбин в Крыму не запланировано.
Deutsche Welle обращает внимание на то, что в 2014 году глава Siemens Джо Кэзер подвергся критике, поскольку спустя всего несколько недель после присоединения Крыма к России встретился с Владимиром Путиным в Москве. После возвращения в Германию в интервью он упомянул «кратковременную турбулентность» — под которой имел в виду резкую дипломатическую реакцию Запада на присоединение Москвой полуострова.
Уже тогда высказывались подозрения, что Кэзеру и другим немецким промышленникам «их бонусные выплаты важнее, чем права народов», пишет издание. Кроме того, Siemens активно поддерживает отмену санкций против России.
Проблема с турбинами вдвойне опасна для Siemens. Во-первых, это создает конфликт концерна с Берлином и Брюсселем — пока существует вероятность сознательной поставки турбин в Крым, сотрудничество с Россией может быть воспринято как недобросовестная конкуренция (по сравнению с другими европейскими «законопослушными» компаниями этого сектора). Во-вторых, Siemens не хочет портить отношения с Россией: это ключевой рынок.
В прошлом финансовом году продажи в России принесли концерну около €1,2 млрд — 2% общего объема продаж группы.
В настоящее время Siemens вместе с другими партнерами также пытается получить право на поставку скоростных поездов, стоимость контракта оценивается в несколько миллиардов долларов.