«Агротип» – это знак качества
Самым трудным временем для отечественного сельского хозяйства считается начальный период рыночных преобразований (1991–2005), когда в России стала доминировать рыночно-ориентированная модель управления хозяйственной деятельностью. Она, как известно, минимизировала либо вовсе игнорировала государственное регулирование сельскохозяйственного производства и агропромышленного комплекса в целом. В 2000 году валовая продукция сельского хозяйства России в сопоставимой оценке снизилась на 40% по сравнению с дореформенным периодом – 1990 годом. В результате по ряду важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия на рынках наметился явный дефицит. Для выхода из этой ситуации был взят курс на импорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Так, по данным Росстата, в продовольственном балансе России импорт основных продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья вырос с 9,6 млрд долларов США в 1992 году до 43,1 млрд долларов в 2013 году. В структуре народнохозяйственного комплекса страны валовая добавленная стоимость сельского хозяйства снизилась с 16,4% (1990) до 4,0% (2014). За этот же период инвестиции в основной капитал сельского хозяйства снизились с 15,9% до 3,6%.
Но важно отметить тот факт, что с середины 2000-х годов руководство страны коренным образом меняет отношение к сельскому хозяйству и АПК в целом. В результате началось формирование новой агропродовольственной политики России. В частности, по производству свинины, мяса птицы, масла растительного, сахара и др. уже достигнуты пороговые значения, предусмотренные Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации. Достигнуты значительные успехи в производстве зерновых культур, благодаря чему в последние годы вырос экспортный потенциал зерна и продуктов его переработки.
Однако по ряду важнейших видов сельскохозяйственной продукции (молоко и молочные продукты, продукция мясного скотоводства, плоды, овощи, виноград) заявленные в Доктрине пороговые значения ещё не достигнуты. Особо остро стоит проблема производства овощей в Российской Федерации. Так, например, в 2015 году во всех категориях хозяйств нашей страны производство овощей составило 16 100 тыс. тонн, в том числе в зимних теплицах – 724,2 тыс. тонн, или 4,5%. Производство овощей на одного человека в год составило 108,7 кг, в том числе производство овощей в зимних теплицах на 1 чел/год – 4,9 кг (данные ассоциации «Теплицы России»), тогда как норма потребления овощей на человека в год, рекомендуемая Всероссийским НИИ питания РАН, составляет 140 кг.
Аналогичное положение сложилось и в других подотраслях защищённого грунта: в грибоводстве и цветоводстве. По данным ассоциации «Теплицы России», в 2015 году на агропродовольственных рынках страны было реализовано 109,0 тыс. тонн грибов, из которых доля импортных составила 98,0 тыс. тонн. Не лучше обстоят дела и в цветоводстве.
ФАКТОР МУРАВЬЁВА
Принято говорить и писать о видных государственных деятелях, полководцах, достойных представителях науки, искусства, культуры литературы и даже большого спорта. Увековечивают (и вполне правомерно) память тех, кто трудился во имя блага, независимости и процветания своей Родины. Сказанное в меньшей мере относится к представителям сельского хозяйства. А между тем именно они производят главные материальные блага на земле – продукты питания. Неслучайно один из принципов мировой аграрной идеологии гласит: «Занятие сельским хозяйством является главным занятием человека, а все остальные зависят от него». Так повелось в России, что в самые трудные годы в той или иной сфере человеческой деятельности появляются новые личности, новаторы производства. В тепличном овощеводстве одним из таких лидеров стал Аркадий Юрьевич Муравьёв – президент ассоциации «Теплицы России». Формировался и закалялся он в «дебрях» овощеводства закрытого грунта в самые трудные для отечественного сельского хозяйства годы.
Во многом ему помогло полученное академическое образование. После окончания с отличием Московского института инженеров сельскохозяйственного производства им. В.П. Горячкина (МИИСП) в 1977 году он начал свой трудовой путь старшим инженером совхоза «Пламя» Раменского района Московской области. В 1981 году перешёл на работу в совхоз им. Моссовета Люберецкого района, где до 2000 года прошёл путь от старшего инженера до заместителя директора. В то время, когда крупные сельскохозяйственные предприятия по ряду объективных и субъективных причин приходили в упадок, Аркадий Муравьёв, используя накопленный опыт и знания, создал новое сельскохозяйственное рыночно-ориентированное формирование – «Производственно-коммерческая фирма Агротип». Основная деятельность данного предприятия заключалась в разработке и производстве технологического оборудования для теплиц, строительства и реконструкции тепличных комбинатов «под ключ». Есть у него и свои теплицы, в которых выращиваются овощи, отрабатываются новые технологические процессы.
Талант Аркадия Юрьевича заключается в умении создать команду единомышленников. Он давно понял, что в тепличном овощеводстве нужно сплотить специалистов разного профиля: организаторов производства, агрономов-технологов, специалистов по защите растений, инженеров, экономистов, маркетологов, экологов и многих других. Став генератором новых идей и пилотных проектов в тепличном овощеводстве, он один из тех, кто поднимал «из руин» отечественное тепличное овощеводство на новый технологический уровень. Импонирует и то, что Муравьёв всегда поддерживает своих коллег в поисках новых инновационных продуктов. По его мнению, если кто-то останавливается в своём развитии: не изучает передовые технологии, не ездит в загранкомандировки для изучения передового опыта в странах-лидерах тепличного овощеводства, не может трансформировать и использовать на практике полученные знания, то он должен покинуть команду. «Тот опыт, который накоплен мировыми лидерами тепличного овощеводства (Бельгия, Нидерланды, ФРГ, Израиль и др.) в течение более ста лет, мы должны пройти за 25–30 лет», – утверждает Аркадий Юрьевич.
В последние годы в одном из немногих секторов АПК – в тепличном овощеводстве – наблюдается рост объёмов производства овощей. И в этом несомненная заслуга Аркадия Муравьёва. В частности, его детище – «ПКФ Агротип» участвует в разработке и внедрении высокотехнологичных проектов производственного оборудования салатных и рассадных комплексов в различных регионах России и СНГ. К настоящему времени реализовано уже более 80 проектов на общей площади более 36 га. Годовой объём производства продукции на этих комплексах составляет около 2 млрд рублей. Под его руководством построено и реконструировано около 200 га современных зимних теплиц. Он оказывает практическую помощь руководителям тепличных хозяйств страны в модернизации и повышении их конкурентоспособности.
Несомненно, в этом направлении развития тепличных предприятий существенную поддержку оказали органы управления и в первую очередь Минсельхоз России. Так, например, после принятия ведущими странами Европейского союза санкций против нашей страны были приняты адекватные меры. То есть во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» Минсельхозом России при участии специалистов ассоциации
«Теплицы России» были разработаны существующие в настоящее время меры государственной поддержки строительства тепличных комплексов: возмещение прямых понесённых затрат на строительство в размере 20% и возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам.
НАШЕСТВИЕ ПРОДУКТОВОГО ИМПОРТА
После 2000 года в мире началась экспортная экспансия и активное вторжение на внешние агропродовольственные рынки и в первую очередь в Россию. Во многих странах за короткое время стали восстанавливать мощности и площади защищённого грунта для сбыта овощей в нашу страну. Так, например, по данным ассоциации «Теплицы России», уже к 2000 году внутренний рынок Турции был полностью насыщен своими овощами защищённого грунта (и это несмотря на интенсивный рост собственного населения). Был сделан быстрый рывок, и с государственной поддержкой прирост тепличных комплексов из стекла и полимеров составил: 1980 год – 5000 га, 1990 год – 8600 га, 2000 год – 20 500 га, 2010 год – 33 500 га. В КНР прирост производственных мощностей и площадей в защищённом грунте происходит ещё более быстрыми темпами.
Но при этом многие эксперты-овощеводы высказывают серьёзную озабоченность по поводу качества относительно дешёвых тепличных овощей, поставляемых по импорту на российские рынки, а также выращенных на нашей земле мигрантами из стран СНГ и дальнего зарубежья. Известно, что при их выращивании применяются вредные для здоровья людей и запрещённые в России химические средства защиты растений и биостимуляторы. При этом санитарные и технологические нормы при выращивании овощей не соблюдаются, а следовательно, качество овощной продукции (в особенности зелёных культур) практически не контролируется. Например, из Турции нам везут опасную для здоровья продукцию. Дело в том, что у них лучше обстоят дела с климатом, но зато актуальнее проблема с вредителями. У нас в природе насекомые исчезают на полгода, а в Турции они активны весь год. И если в России используется биологический метод борьбы с вредителями, то турки работают только ядами, маскируя их под разными названиями. Известно, что в период выращивания растения в турецких теплицах обработка этими ядами производится 12–13 раз.
КАК СТАТЬ МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ
В последние годы отечественное тепличное овощеводство с государственной поддержкой (финансово-экономической, административной и нормативно-правовой) получило новые возможности для возрождения. Достаточно отметить, что за 2015–2016 годы были введены в эксплуатацию высокотехнологичные тепличные комплексы на площади 366 га, из которых 332 га являются новыми теплицами, а остальные были модернизированы на базе старых тепличных хозяйств. В 2017 году ожидается строительство новых теплиц с площадью 200 га, что позволит добавить к существующим объёмам производства не менее 120 тыс. тонн. Важно отметить, что Минсельхозом России за 2015–2017 годы было отобрано к субсидированию части прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию тепличных комплексов 47 инвестиционных проектов (366 га) на сумму инвестиций 59 087,75 млн рублей с расчётным объёмом субсидий на соответствующие цели 11689,3 млн рублей (данные Минсельхоза России).
Таким образом, с учётом ввода в 2016 году 160 га новых тепличных комплексов общая площадь зимних теплиц, действующих в системе Минсельхоза России, составила 2376 га, а производство отечественных тепличных овощей – более 815,0 тыс. тонн. Следует также отметить, что в последние годы современные тепличные комплексы строятся с использованием отечественных конструкций инновационного типа, что позволяет выращивать овощи круглогодично с необходимой сертификацией качества продукции.
Как утверждает президент ассоциации «Теплицы России» Аркадий Муравьёв, для превращения нашей страны из импортёра овощей, цветов и грибов в одного из мировых лидеров по продукции защищённого грунта необходимо одновременно решить ряд проблем организационного, нормативно-правового и финансово-экономического характера:
Первое. Чтобы конкурировать с зарубежными поставщиками овощной продукции, цветов, грибов и др. на агропродовольственных рынках, нужно увеличивать размеры поддержки государством отечественных товаропроизводителей.
Второе. Необходимо и дальше повышать инвестиционную привлекательность овощного агробизнеса, чтобы обеспечить значительный приток внебюджетных инвестиционно-финансовых ресурсов в тепличное овощеводство за счёт частного инвестора.
Третье. Необходимо безотлагательно решить вопросы газификации и электрификации тепличных комплексов. Как показывает практика, «Газпром» своевременно выделяет на льготных условиях газ для теплиц, но не в каждом месте и даже субъекте РФ. С электроэнергией дело обстоит ещё сложнее. В необходимом объёме её не получают нигде. Тем более что в настоящее время при освоении инновационной технологии «светокультуры» электроэнергия в нужном объёме и по льготной цене – весьма важный сегмент тепличного овощеводства.
Четвёртое. Земля – главное средство сельскохозяйственного производства, включая и тепличное овощеводство. По земельным участкам, отводимым овощеводам в различных регионах, без реальной помощи местных (муниципальных) региональных властей проблему нельзя решить положительно.
Пятое. Остаётся проблема с водой для тепличных хозяйств. Найти пригодную для тепличных растений воду либо сложно, либо дорого. Вместе с тем вода нужного состава и качества является одним из необходимых компонентов для производства высококачественных тепличных овощей.
Шестое. Повышение качественного состава специалистов различных специальностей тепличных хозяйств является одним из реальных факторов для освоения высокотехнологичных инновационных проектов, тем более что в стране достаточно аграрных вузов и колледжей.
Седьмое. Организационно-экономические условия обеспечения товародвижения от тепличных комбинатов до потребителя остаются сложной проблемой. Имеются различные барьеры, сдерживающие вхождение в крупные торговые сетевые магазины в промышленных центрах России. Необходимо также совершенствовать логистическое звено от производителя до потребителя.
Восьмое. Административная (властная) поддержка тепличных хозяйств. Этот фактор остро стоит на федеральном и региональном уровнях. Тем более что многие вопросы агропромышленного производства, в том числе тепличного овощеводства, в условиях глобализации и интеграционных процессов решаются не на местах, а в Москве, Брюсселе, Вашингтоне, Стамбуле…
Девятое. Остро стоит проблема финансирования и льготного кредитования тепличных хозяйств страны. В частности, вопрос о возможности возврата кредитных средств является одним из условий формирования достойной кредитной истории. Как правило, после того как инвестор на кредиты реализовал первый этап строительства теплиц, у хозяйствующего субъекта вполне обоснованно возникает желание двигаться дальше. При этом эксперты банка-кредитора следят, как выполняются условия первого этапа. А между тем рынок овощной продукции не стабилен. Поэтому у овощеводов могут возникнуть временные трудности по погашению задолженности перед кредитором. Здесь важно, чтобы у инвестора были другие источники для погашения кредита.
Десятое. Необходимо навести порядок со строительными и проектными организациями. Крупные строительные компании России строить теплицы не могут, да и не хотят, так как рентабельность строительства весьма незначительна. Кроме того, органы управления АПК нашей страны и в первую очередь Минсельхоз России должны пересмотреть и ввести в практику институт (службу) инвестиционных экспертов для оценки крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов в защищённом грунте.
Значимость данного предложения возрастает с принятием Государственной программы расширения доступности долгосрочных и краткосрочных кредитов по ставке, не превышающей 5% годовых, вводимой в практику отечественного агропромышленного производства с начала 2017 года.
Одиннадцатое. Проблема защиты отечественного продовольственного рынка от экспансии зарубежных поставок. Как правило, овощи, поставляемые из многих стран в нашу страну, некачественного происхождения.
С целью защиты рынка отечественных овощных товаров ассоциация «Теплицы России» начинает развивать собственное торговое дело. Так, тепличный комбинат «Белореченский» Краснодарского края создал свой торговый дом и продвигает два собственных бренда: «Наши овощи» и «Тепличный комбинат «Белореченский». Тепличным овощеводством занимаются предприятия с замкнутым циклом производства. Например, упомянутая ранее «ПКФ Агротип» занимается проектированием и строительством тепличных и грибоводческих комплексов, разработкой технологического оборудования, а также обеспечивает агротехническое сопровождение высокотехнологичных проектов и обучение персонала.