Заговор башен Кремля: Власть репетирует протесты 2021 года
В ближайшие пять лет Россия будет находиться в состоянии перманентных выборов: то придется менять непопулярных губернаторов, то избирать непопулярную Госдуму, то ломать голову о сохранении у власти Владимира Путина.
«Большой транзит», или Война кремлевских башен
Скоро в России начнется большой электоральный цикл, который завершится выборами президента в 2024 году. В будущем году предстоят плановые выборы губернаторов в 15 регионах. Хотя наверняка, это число увеличится, поскольку Кремль опять решится на досрочную смену многих непопулярных глав, в числе которых Агентство политический и экономических коммуникаций (АПЭК) называет Игоря Орлова (Архангельская область), Шолбана Кара-оола (Республика Тыва), Игоря Васильева (Кировская область), Вячеслава Битарова (Северная Осетия) и других.
Затем губернаторские выборы перейдут в полноценную подготовку к выборам в Государственную Думу. Собственно, провластные эксперты заявляют, будто «подготовка» уже началась. С подачи председателя Мосгоризбиркома Валентина Горбунова многочисленные политологи принялись называть массовые протесты в Москве, инициированные независимыми кандидатами, которым отказали в регистрации, сценарием «оранжевой революции», которую якобы затем апробируют в преддверии думских выборов. Эти заявления – естественно, лишь попытка сокрыть абсолютную неэффективность политического менеджмента Сергея Собянина, подчиненные которого и создали предпосылки для протестов.
Уже сейчас политические менеджеры обсуждают возможность изменения схемы выборов, чтобы минимизировать риски для «Единой России», возглавляемой Дмитрием Медведевым. Один из вариантов – это увеличить доли одномандатников в Госдуме, причем рассматриваются различные варианты.
Пока что вслух об этом не говорится. Но отнюдь неслучайно появилась программная статья спикера Государственной Думы Вячеслава Володина, который предлагает расширить полномочия нижней палаты парламента – и это можно считать предпосылкой к реформированию президентской республики в парламентскую ради передачи Владимиру Путину поста премьер-министра.
Ведь сразу после думских выборов начнется полноценная подготовка к выборам президентским, которые предстоят в марте 2024 года. Казалось бы, пять лет впереди – но они пролетят незаметно. Причем эти выборы не были бы столь значимыми для Кремля (в отличие, скажем, от голосования в марте 2016 года), если бы на них не решалась судьба Владимира Путина. Напомним, что он, в соответствие с Конституцией, не может избираться президентом три раза подряд. И вот сейчас головы у кремлевских менеджеров и оказались заняты проблемой: как сохранить Путина у власти, не нарушая требования Основного закона.
Какой может быть конфигурация власти в 2021-2024 годах, «Свободная пресса» расспросила у экспертов.
Конституция останется неизменной
Дмитрий Орлов, руководитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК):
– На мой взгляд, Конституция останется неизменной. А значит, останется неизменной и конфигурация власти. Я не думаю, что и политическое поле нуждается в какой-то специальной реструктуризации. Однако гипотетически могут, например, появиться новые политические игроки. На левом фланге в Государственную Думу может не пройти «Справедливая Россия». Кто ее заменит – непростой вопрос. Изменение избирательного закона по схеме «300/150» (300 одномандатников, 150 избранных по спискам депутатов) вероятно, однако окончательного решения еще не принято.
Увеличение числа одномандатников улучшит работу Госдумы
Сергей Смирнов, руководитель фонда «Прикладная политология»:
– Пропорциональная система выборов приводила к тому, что внутри некоторых партийных списков оказывались малоизвестные, случайные кандидаты, зачастую просто покупающие там себе проходное место. Понятно, что в дальнейшем они никакой работы ни в Государственной Думе, ни в закрепленных территориях не вели.
В отличие от кандидатов-одномандатников, которым приходится проходить через реальную публичную кампанию, реально взаимодействовать с избирателями. И абсолютное большинство таких кандидатов впоследствии активно работают в своих округах. Так что, если сокращение доли депутатов Госдумы, избираемых по партийным спискам, с 50% до 25% и произойдет, то это лишь улучшит ее состав и усилит связь с избирателями.
Власти выгоднее отказаться от одномандатников
Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:
– Очевидно, что падение рейтинга партии «Единая Россия» создает новые вызовы и требует реакции. Я не верю, что рейтинг партии можно вернуть до показателей 2016 года. А значит, власти, которой необходимо конституционное большинство в новом созыве Государственной Думы, придется менять пропорции одномандатников и списочников в пользу одномандатников. Есть ли этому альтернатива? Гипотетически есть. Но вряд ли политические модераторы на нее решатся. Менять пропорции привычнее.
Провластные эксперты открыто говорят, что надо менять схему формирования парламента, менять пропорции, сокращать число депутатов, избранных по партийным спискам в пользу одномандатников. Это для власти предпочтительное решение. И получим мы тогда массовые отказы, а на выходе массовые протесты. По мне власти выгоднее, наоборот, отказаться от одномандатников.
По поводу страхов и опасений, что в Москве мы сейчас наблюдаем то, что в 2021-м году на выборах в Госдуму ожидает всю Россию. Все совершается неожиданно только для тех, кто не умеет видеть причин. Я не раз говорил, что нынешние протесты в Москве – это репетиция протеста 2021 года.
Протесты могут быть не только по итогам выборов, а могут начаться уже на этапе регистрации кандидата. И все это может закончиться «непредсказуемо». Поэтому тему-2024 стоит пока оставить за скобками. Политическим модераторам бы 2021 год пережить!
Если отказывать в регистрации одномандатникам по всей стране, то протесты в 2021 году неизбежны. Сперва локальные, а там и до общефедерального может дойти. Сперва будет недовольство ходом регистрации, потом может быть недовольство результатами.
Новости Москвы: Кандидаты в депутаты Мосгордумы от КПРФ и левых сил потребовали отставки главы Мосгоризбиркома Горбунова