В противостоянии экс-президента и действующего главы Киргизии льется кровь
7 августа спецназ ГКНБ пошёл на штурм резиденции экс-президента Алмазбека Атамбаева в селе Кой-Таш. Захватив часть территории, силовики были отброшены назад сторонниками Атамбаева, один спецназовец погиб, шестеро были взяты в заложники. Силовики явно не ожидали такого ожесточённого сопротивления.
Чтобы разобраться в мотивах действий А. Атамбаева, нужно углубиться в историю взаимоотношений экс- и действующего президентов.
Партия СДПК, детище Атамбаева, возникла в середине 1990-х годов. Тогда же к рядам социал-демократов примкнул никому не известный Сооронбай Жээнбеков. Долгое время Атамбаев пребывал в оппозиции, но своего звёздного часа дождался: в 2010 году, после второй революции он был избран президентом и сосредоточил в своих руках всю полноту власти.
В том же году С. Жээнбекова назначили губернатором его родной Ошской области, на этом посту он пробыл пять лет. Пробыл, проявляя к президенту и его партии полную лояльность.
В конце концов, успешно идя по карьерной лестнице (разумеется, не без помощи Атамбаева), в 2016-м Жээнбеков стал премьер-министром, а через год был выдвинут от СДПК (на тот момент по влиянию партию сравнивали с «Единой Россией») кандидатом в президенты. А. Атамбаев в открытую поддерживал его кандидатуру, называя его своим другом и преемником. При этом жёстко критикуя других оппозиционных кандидатов, в частности Омурбека Бабанова, которому пришлось эмигрировать.
Заручившись такой поддержкой, малоизвестный тогда С. Жээнбеков без труда выиграл выборы в первом туре. Хотя ещё за несколько месяцев до старта предвыборной кампании большинство населения Кыргызстана с трудом могло вспомнить фамилию премьер-министра, настолько он избегал публичных выступлений и в целом старался держаться в тени.
А. Атамбаев, разумеется, не просто так оказывал столь мощную поддержку. На место премьер-министра в предвыборный цикл был назначен другой его протеже – Сапар Исаков. Он должен был блюсти интересы экс-президента в правительстве и заодно приглядывать за вновь испеченным президентом. В целом за годы президентства Атамбаев назначил на все ключевые посты своих людей, которые направляли финансовые потоки в нужное русло. В парламенте доминировала СДПК, Атамбаева окружал ореол демократичности. Но так продолжалось совсем недолго.
Не прошёл и год, как С. Жээнбеков сумел перетянуть на себя основные рычаги власти. В первую очередь заручился поддержкой влиятельных южных кланов и ряда других элитных групп, смог также переманить на свою сторону депутатов Жогорку Кенеша. В итоге правительство С. Исакова ушло в отставку. Премьер-министром стал Мухамметкалый Абылгазиев. Среди силовиков и вовсе было проведена чистка, десятки генералов уволены, на многих заведены уголовные дела. Не избежал уголовного преследования и С. Исаков, его сделали главным обвиняемым по делу о модернизации бишкекской ТЭЦ. Проблемы возникли и у других наиболее приближённых к А. Атамбаеву лиц.
Продолжая расшатывать влияние своего предшественника, С. Жээнбеков инициировал раскол в партии СДПК. Возникла оппозиционная группа социал-демократов, которых Минюст по решению суда признал «настоящей» СДПК. А. Атамбаев назвал это рейдерским захватом партии. Он и его сторонники не признали «захват», в стране теперь есть две параллельные СДПК.
Обложенный со всех сторон А. Атамбаев стал все чаще прибегать к публичным выступлениям, на митингах и через СМИ резко критикуя президента и отвернувшийся от него парламент. Депутатам это надоело, и они в нарушении всех норм экстренно лишили Атамбаева неприкосновенности и статуса экс-президента. Генпрокуратура выдвинула ряд серьёзных обвинений.
Это и стало отправной точкой силового противостояния. Лишение неприкосновенности Атамбаев назвал нелегитимным, отказался принимать повестку с вызовом на допрос и стал укрепляться в своей резиденции в родном селе Кой-Таш, неподалёку от Бишкека. Туда грузовиками свозили камни, укрепляли ворота, мобилизовали сторонников. Несколько сотен человек, проводя ротацию, постоянно находились возле дома экс-президента.
Пытаясь заручиться поддержкой Москвы, Алмазбек Атамбаев через своих друзей смог добиться встречи с Владимиром Путиным. Для этого ему организовали свободный проезд до авиабазы «Кант» и прислали частный спецборт. Однако В. Путин не стал вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана, напомнив о том, что страна уже пережила ряд потрясений, и призвав не «раскачивать лодку», а объединиться во имя национальных интересов вокруг действующего президента.
Экс-президент вернулся в Кой-Таш и резко сбавил тон публичных выступлений. Тем не менее продолжил критиковать президента и парламент и отказался принять третью по счёту повестку на допрос в прокуратуру. Никому особо не мешая, в импровизированном пресс-центре раздавал интервью, встречался со своими сторонниками.
Тем временем общественность отвлеклась на другие темы – на границе с Таджикистаном произошёл очередной конфликт жителей приграничных сёл. В Нарынской области жители ряда сёл обвинили китайскую золотодобывающую компанию Zhong Ji Mining Company в экологических проблемах.
Сам С. Жээнбеков уехал отдыхать на Иссык-Куль, депутаты тоже были в отпуске. Чем занимается премьер-министр, обычно неизвестно, пока он об этом не скажет лично.
Как говорится, ничто не предвещало беды. Как вдруг в восемь часов вечера 7 июля спецназ ГКНБ «Альфа» (её профиль – борьба с терроризмом) начал штурм резиденции в Кой-Таше. Первоначально силовики заняли никому не нужный пресс-центр с кучей журналистов, депутатов, женщин, детей и других лиц. Поскольку интернет и мобильная связь отключены не были, все эти события можно было наблюдать в прямом эфире.
Сразу стоит отметить, что штурмующие были вооружены, но как было официально заявлено, использовали резиновые пули. Хотя далеко не у всех были в руках ружья, предназначенные для разгона толпы. Некоторые были вооружены автоматами Калашникова и винтовками с лазерными прицелами. Как утверждали сторонники Атамбаева, они стреляли боевыми патронами.
Приблизившись непосредственно к трёхэтажному особняку, спецназовцы с трудом преодолели ограду и ворвались внутрь. Дальше началась просто бойня. Забаррикадировавшийся со своими сторонниками экс-президент стал отбиваться всеми доступными способами. Точное развитие событий неизвестно, но произошло примерно следующее. Проникнув в дом, спецназ вступил в схватку с обороняющимися на первом этаже. С трудом подавив сопротивление, силовики пошли на штурм второго этажа, с большим трудом им удалось сделать и это. Далее возникла роковая заминка. Вход на третий этаж (непосредственно в жилое помещение), преградила металлическая решётка, преодолеть которую не удалось. Подняться наверх силовики попытались с помощью ручных лестниц, но, видимо, на балконе решётка стояла тоже.
Тем временем, мобилизовавшись со всего Кой-Таша (по разным оценкам, было от одной до двух тысяч человек), сторонники Атамбаева пришли осажденным на выручку. Спецназ оказался в ловушке. Сельчане ворвались в дом и избили нескольких силовиков. Некоторых особо пострадавших сразу отпустили для оказания медицинской помощи. Один из раненых, получив огнестрельное ранение в грудь, скончался. Десятки человек с обеих сторон были ранены.
Операция завершилась полным провалом силовиков, сторонники Атамбаева захватили десятки единиц оружия и две тысячи патронов к ним.
В социальных сетях общественность негодовала. Кто так бездарно спланировал операцию? Почему вообще в штурме участвовали специалисты по антитеррору, а не сотрудники МВД? Эти вопросы пока остаются без ответа.
Ночью с 7 на 8 августа была предпринята еще одна попытка штурма, но также безуспешно. Все силовики были выведены из Кой-Таша. Но на следующий день уже спецназ МВД пошёл на штурм. Добравшись до злосчастной решётки, замминистра внутренних дел уговорил Атамбаева сдаться. Экс-президента вертолётом доставили в Бишкек. Количество пострадавших в ходе спецоперации достигло почти 100.
Следом в столицу из Кой-Таша и ряда близлежащих сёл двинулись сторонники Атамбаева. По последним данным, в центре города начались столкновения с милицией. Попыток штурма административных зданий пока нет.
Возникает естественный вопрос: кто виноват в том, что страна оказалась на пороге третьей революции? Ответ на этот вопрос, как представляется, прост – ВСЕ. Абсолютно все стороны конфликта нарушали закон и перекладывали ответственность друг на друга. И чем бы ни закончилось это противостояние, проиграли все – и власть, и оппозиция, и страна в целом.