Слезы и море цветов: как Москва проводила Вилли Токарева в последний путь
Церемония прощания с шансонье Вилли Токаревым прошла в Москве в его любимом храме Святителя Николая в Котельках. Вилли Иванович очень часто здесь бывал, так как жил в нескольких минутах ходьбы – в знаменитой высотке на Котельнической набережной.
Прощание должно было начаться в девять утра, но запускать собравшихся на территорию храма начали только спустя сорок минут. К большому сожалению близких артиста, проститься с ним пришло намного меньше людей, чем ожидалось. Возможно, это связано с непогодой и объявленным штормовым предупреждением в Москве.
Выразить соболезнования семье музыканта и попрощаться с ним приехали коллеги: Михаил Шуфутинский, Стас Намин, Александр Раппопорт, Леонид Гальперин, Владимир Михайлов, Сергей Крылов, Жека, политик Сергей Бабурин и другие. Так же было два-три десятка поклонников с цветами и плакатами и более полусотни журналистов. Во дворе храма звучали главные хиты музыканта и были выставлены венки от друзей, а так же от Театра Стаса Намина и фонда имени Михаила Евдокимова.
«Для всех нас смерть Вилли огромная потеря. Никто даже представить не мог, что он был настолько тяжело болен. Он никогда не жаловался, потому не хотел никого отягощать своими проблемами, - поделился Михаил Шуфутинский. – Вилли Токарев являлся символом целого поколения, первым вестником свободы, приехавшим в Россию из далекой Америки. Это действительно святой человек, никогда в жизни он никого не предал, не подставил, не сподличал. С ним было легко и светло жить и дружить, и тем страшнее с ним расставаться. У нас с Вилли полжизни прошло рядом. Он был первым человеком в Америке, которого я, выпуская свой дебютный альбом, попросил помочь мне, свести с нужными людьми. Мы оба с ним тогда только приехали в Америку и были детьми в чужом детском саду. Помню, он вышел из дома, мы сели на лавочке у его небоскреба, такие же маленькие, как в его знаменитой песне. И он рассказал мне подробно все, не как конкурент конкуренту, а как соотечественник и друг. Хотя, мы встретились тогда в первый раз. Сидели, слушали песни друг друга, говорили обо всем… Этот незабываемый день был в 1981 году».
Близкий друг Вилли Токарева – музыкант Владимир Михайлов, также знакомый с ним более 30-ти лет, признался, что сам узнал о болезни друга всего пару месяцев назад. «Американские врачи обследовали его весной в Нью-Йорке и дали ему тогда всего месяц жизни. Но Вилли прожил на два больше. В июне он прилетел в Москву, и уже здесь ему стало совсем плохо, и его увезли в реанимацию».
После того, как американские врачи отказались от дальнейшего лечения (вытянув до этого чуть ли не все средства) Вилли Токарев решил вернуться на родину. В больницу к нему был приглашен священник, которому тяжело больной артист исповедался и приобщился Святых Христовых тайн.
У гроба собрались почти все самые близкие музыканту люди – жена Юлия и их с Вилли Ивановичем дети – 18-летняя Эвелина и 16-летний Милен. Из Санкт-Петербурга приехал старший сын шансонье – 53-летний Антон со своими детьми, внуками Токарева – 30-летней Кристиной и 17-летним Егором. Не было лишь среднего сына – 26-летнего Алекса, живущего в Америке.
В какой-то момент младшие дети вынесли во двор коробку с дисками отца и стали раздавать их присутствующим. Эвелина поблагодарила всех, кто пришел на похороны, и поделилась воспоминаниями об отце «Я очень папе за все благодарна, рядом с ним каждый день и каждый момент жизни были особенными и счастливыми. Он был легендой и всегда ей останется. Моя любимая папина песня «Журавли».
Перед тем, как закрыть гроб, близкие выстроились в очередь, чтобы последний раз обнять и поцеловать Вилли Ивановича. Из всех членов семьи, особенно сильно плакала на груди отца Эвелина, все время гладила его по голове, повторяя «Папочка». Последней простилась с легендарным шансонье его жена Юлия, она и накрыла его светлым, вышитым золотым орнаментом, покрывалом.
А после того, как гроб занесли в катафалк, вдова подошла к собравшимся со словами благодарности «Низкий поклон вам всем, что пришли проводить в последний путь. Я знаю, что сегодня с Вилли прощаются во всем мире – и в Нью-Йорке, и в Сиднее, и в Израиле. Мы благодарны вам за то, что вы любите его песни. Слушайте их всегда, потому что в этих песнях вы найдете ответы на все вопросы в жизни. Он жил для всех вас!».
Гроб с телом артиста вынесли из храма в 12.10 и проводили продолжительными аплодисментами. Закрытая церемония похорон (только для членов семьи) прошла на одном из старейших кладбищ Москвы – Калитниковском.