В деле налетчиков из ФСБ обнаружился ассирийский след
Похищенные сотрудниками элитных подразделений ФСБ 136 млн рублей принадлежали ассирийским бизнесменам, которые занимались обменом валют на рынке «Москва», выяснил РБК.
Издание изучило показания арестованных и узнало, как они готовились к налету и делили деньги.
О том, что похищенные во время налета сотрудников ФСБ на банк «Металлург» 136 млн рублей принадлежали ассирийским бизнесменам, занимающимся валютно-обменными операциями на территории рынка «Москва», РБК сообщил знакомый одного из потерпевших. Информацию изданию подтвердил источник, знакомый с ходом расследования.
Собеседник в правоохранительных органах уточнил РБК, что речь идет о пяти мужчинах — этнических ассирийцах, среди которых были уроженцы Грузии и России. По его словам, задачей потерпевших было организовать обмен крупных сумм, «сбором которых на рынке занимаются их старшие партнеры». Источник подтвердил, что одним из них был безработный Александр Юмаранов, о чем уже было известно ранее.
О задержании и аресте сотрудников спецподразделений ФСБ «Альфа» и «Вымпел», а также управления «К» стало известно в начале июля. Сотрудники СК полагают, что оперативники отобрали у потерпевших деньги «под видом оперативных мероприятий». В начале августа СМИ также узнали об аресте возможного организатора хищения и объявлении в розыск одного из подозреваемых — Бориса Караматова.
Теперь же источники РБК в правоохранительных органах раскрыли подробности допросов задержанных сотрудников ФСБ. В них офицеры описали сотрудникам военного следственного управления по Москве, как планировали ограбление, собирали команду и делили деньги.
«Работает ФСБ!»
Переодевшись в форму спецназа, налетчики приехали к зданию банка «Металлург» на микроавтобусе Mercedes черного цвета, с которого заранее сняли госномера, пишет РБК со ссылкой на показания. Два участника нападения (Артур Власов и Александр Карелин) исполняли роли оперативников в штатском.
Преступникам, имитировавшим оперативную деятельность, не оказали сопротивления ни охранники на входе, ни инкассаторы. При этом один из охранников все-таки нажал тревожную кнопку, по сигналу которой к банку подъехали два экипажа вневедомственной охраны Росгвардии. Осмотрев припаркованный возле въезда микроавтобус без номеров, один из росгвардейцев поинтересовался у людей в масках, что происходит, и получил ответ: «Работает ФСБ!» Далее гвардейцы просто наблюдали за происходящим и даже переставили свой автомобиль, чтобы дать отъехать автобусу с преступниками, увозившими деньги и «задержанных».
Как появилась команда налетчиков
Самые важные для следствия показания дал задержанный 4 июля экспедитор и бывший следователь прокуратуры Константин Жаров, ранее судимый за разбой, пишет РБК. Он рассказал, что во время пребывания в СИЗО «Бутырка» познакомился с «неким Кахой». Когда они встретились, уже выйдя на свободу, Каха рассказал ему про Бориса Караматова, имевшего информацию о людях, занимающихся нелегальными финансовыми операциями, которых можно было ограбить.
Жаров предложил поучаствовать знакомому бойцу «Альфы» Хетагу Маргиеву, а тот передал предложение своим коллегам — сослуживцам из «Альфы» Роману Оболенскому и Владимиру Урусову, а также знакомому из «Вымпела» Дмитрию Капышкину и «некому мужчине кавказской внешности» по имени Акар. Водителем машины, на которой налетчики подъехали к банку, был сотрудник Федеральной налоговой службы Дмитрий Чиквин.
«Все ищут Борю»
После нападения налетчики собрались в съемной квартире Жарова в жилом комплексе на Шелепихинской набережной, чтобы поделить деньги. Как уточнил Власов в своих показаниях, вся сумма похищенных денег должна была составлять 136 млн рублей, из которых 68 млн рублей должен был получить Караматов и 68 млн рублей — участники нападения. 3 млн рублей решили отдать водителю Чиквину, остальные — поделить на десять частей по 6,5 млн рублей каждому.
При этом Караматов попросил Жарова отвезти полагающуюся ему сумму в определенное место в районе Фили, где бывшего следователя в черном BMW X5 ждал знакомый Караматова. Жаров перед этим взял из доли Караматова 8 млн рублей, «чтобы отдать Кахе», но не досчитался 2 млн рублей, которые «куда-то пропали». Поэтому он решил отдать Кахе только 6 млн рублей.
В итоге сумма почти в 60 млн рублей исчезла вместе с Караматовым, которого следствие объявило в розыск, и его спутником. «Все ищут Борю», — констатировал собеседник РБК в правоохранительных органах.
Александр Пятин