Американская виза — желанная и недосягаемая
Прошло два года с тех пор, как осложнились визовые отношения России и США. Требования к тем, кто хочет поехать в Штаты, с тех пор только ужесточаются. Какие есть сложности и нюансы в получении заветной визы?
В августе 2017 года диппредставительства США осложнили выдачу виз россиянам. Это был ответ Соединенных Штатов на сокращение их дипмиссии. Кремль отреагировал аналогичными мерами в ответ на американские санкции. Позднее Москва и Вашингтон синхронно выслали дипломатов и закрыли генконсульства. За два года визы для россиян успели подорожать и подешеветь, перечень документов менялся, появлялись новые требования. С 15 октября Белый дом вводит новые правила: теперь будут отказывать в визе из-за несоблюдения стандартов доходов. Консульства стали требовать даже ссылку на соцсети заявителя. Рассказывает москвичка Анжела Гонсалес.
«Я уже порядка десяти лет получаю по три года. Я заполнила анкету, заплатила сумму, но после подачи я поняла, что на собеседование записаться очень трудно. Как только вы заполняете анкету, вы сразу начинаете участвовать в некой лотерее. Вам в любое время дня и ночи приходит сообщение, что открылись некоторые места: вы заходите, пытаетесь забронировать — жмете определенную кнопку. Она не жмется. Понятно, что в апреле-мае был самый ажиотаж летних праздников. В итоге прошло четыре месяца, а я так и не смогла записаться на собеседование. Моя семья уехала на каникулы в США и уже вернулась».
Сейчас сроки получения визы могут занимать месяцы, хотя раньше требовалась неделя. Официально на рассмотрение заявления отводится три дня, однако в то же время посольство США не стесняется уточнять, что визу можно ждать почти год. Тем более если виза туристическая: она ведь не приоритетная.
Сегодня в России работают только три консульства: в Москве, Екатеринбурге и во Владивостоке. Желающих — тысячи, очереди — гигантские. Чтобы не ждать годами, россияне отправляются в другие страны, подают документы там. Конечно, это дороже, зато проще и быстрее. В группе компаний «Аэроклуб» провели свое исследование. Оказалось, что поначалу для «выездной визовой процедуры» были популярны Казахстан и Украина. Потом — Франция и Германия. Сейчас приоритеты снова сменились, говорит председатель совета директоров «Аэроклуба» Денис Матюхин.
Денис Матюхин председатель совета директоров группы компаний «Аэроклуб» «Сейчас большая часть желающих получить визу едут, безусловно, в Польшу, Австрию, Чехию — это самые популярные страны, где чаще всего люди из России получают визы. Мы сейчас проанализировали наши данные и посмотрели по деловой активности. Вообще, спрос восстанавливается на американское направление, количество желающих все-таки растет. Зачастую в России создаются грандиозные очереди, а людям надо это сделать чуть срочнее — по командировкам и по своим личным делам».
Если пробиваться через Россию, то, как говорят опытные люди, лучше делать это в Екатеринбурге — вроде как быстрее. Точный перечень документов, который нужно предъявить в консульство, постоянно меняется. Лучше взять «всего и побольше» и надеяться на чудо. В погоне за визой США есть даже «патриотический» аспект, говорит основатель визового центра «ЭкспертВиз» Юрий Певзнер.
Юрий Певзнер основатель визового центра «ЭкспертВиз» «Количество консульств не уменьшилось. Уменьшилось количество сотрудников в этих консульствах, в Москве сейчас очень большие проблемы. Практически не открывается запись. Любой гражданин обращается в консульство за визой, там действует презумпция виновности. Это означает: соискатель визы должен доказать, что у него нет намерений нарушить визовый режим. Если мы говорим о, например, консульствах стран Шенгенского соглашения, то там есть четкий список документов, и консульства в первую очередь обращают внимание на качество приглашения, на наличие билетов. В консульствах США подход принципиально иной. Они оценивают личность и «якоря» — привязку к родине. Чтобы он вернулся, не остался в США в качестве нелегального мигранта».
С весны этого года Москва и Вашинтон договорились выдавать в основном трехгодичные визы, а не разовые. Стоят 160 долларов, или 10,5 тысячи рублей. В МИДе назвали этот договор «хорошим примером взаимовыгодного сотрудничества».