ЯРНОВОСТИ: 1984 — можем повторить: Россия готовится к бойкоту Олимпийских игр
ЯРНОВОСТИ с гордостью представляют читателям нового автора — Николая Яременко. Впрочем, многие из вас, особенно те, кто читает ведущие спортивные издания России, его прекрасно знают: «Советский спорт» в его нынешнем формате — целиком и полностью детище Яременко.
Весь вал заявлений вокруг перспектив наших спортсменов поехать на Олимпиаду в Париже мало основывается на объективной реальности или на заявлениях международных спортивных функционеров — больше на собственных представлениях, самовнушении и политической целесообразности.
Глава МОК Томас Бах — конечно, чемпион мира по сидению на двух стульях одновременно. Он умеет сказать так дипломатично, что каждый вынесет из его речи любой посыл. И вместе с тем, как утверждают мои многочисленные собеседники из числа работающих с Бахом, если уж высокопоставленный олимпийский функционер произносит что-то, то это означает только одно: он на сто процентов уверен в том, что его поддержат. Так что все заявления о возможности допуска россиян и белорусов — это, по сути, уже принятая закулисно позиция МОК.
Все заявления политиков, в том числе максимально грозные — это не более чем рекомендации. Рекомендации, следовать которым никто олимпийское движение заставить не может. Глава МОК, конечно, нахмурит брови, но там же, за кулисами, ему важно, чтобы многочисленные спонсоры были довольны. А спонсорам, которые умеют считать не только расходную часть бюджета, но и доходную, важно, чтобы соревновались все сильнейшие.
Разговоры о том, что Бах умыл руки, передавая решение вопроса на откуп международным федерациям по каждому из олимпийских видов спорта, а те, дескать, сами нас забанят — ну это, извините, совсем нелепость. Вспомните 2016 год, когда была принята ровно такая же процедура. Большая часть федераций спокойно допустила нас. Пострадала только российская легкая атлетика, которая никак не могла даже изобразить попытку скинуть с себя ярмо допинга.
К тому же не стоит думать, будто все федерации ведут сильно самостоятельную политику. Большая часть из них пошла бы по миру, если б не деньги, которыми с ними делится МОК после каждых Игр. Наверное, не надо напоминать, как вопреки логике в Токио провели все-таки Олимпиаду на год позже положенного? Все просто ждали дележа денег. Всем было не важно, что пустые трибуны, что масочный режим, отнюдь не полезный для спортсменов. Нет, люди просто ждали денег. И честно говорили об этом.
Потому федерации и относятся к рекомендациям МОК практически как к закону.
У российских экспертов, конечно, к Баху сразу нашлись претензии. И они касались оговорок и ограничений, которые будут сопровождать процедуру приглашения спортсменов. Здесь подменяется изначальный знаменатель: МОК сейчас не выбирал между «пригласить Россию» и «пригласить Россию с оговорками». Выбор как раз иной — между «не приглашать вообще» и «пригласить частично, с оговорками». Поэтому и решение Баха — максимально положительное для нас. Говорить, что оно унизительно, могут только чрезвычайно ангажированные люди. Как раз те, кто на нейтральных для нас Играх примыкает к спортсменам-победителям и поет вместе с ними, раздает интервью, что вот мы победили назло всем — именно эти люди сейчас активнее всего занимаются критикой и провозглашают, что условия унизительны.
Самое интересное, что условий (окончательно сформулированных) в глаза никто не видел. Но мы уже сами себе придумали, что это будут анкеты, где от спортсменов будут требовать критики СВО, или же создадут целую комиссию по изучению соцсетей каждого из олимпийцев — ни в каких нормативных документах этого нет. Это фейковые выдумки, простите за тавтологию.
Жестко высказывается глава ОКР Поздняков, жестче, чем обычно, министр спорта Матыцин. Вставил на этой неделе свое слово в этот хор вице-премьер Чернышенко. Но до этого момента еще можно было худшее не рассматривать как основной вариант развития событий. Но вот вдруг на свет божий извлекается бумага от комиссии спортсменов ОКР. Там речь идет тоже о невозможности участвовать в Играх, если нарушается принцип равенства спортсменов, если кто-то подвергается дискриминации.
И вот тут-то становится ясно: магистральный путь намечен — нас готовят к тому, что Россия сама объявит бойкот Играм. Делать это руками депутатов неправильно. Политики высшего звена поддержат решение уже после. Это будет не их решение, а решение спортсменов.
Все максимально напоминает 1984 год, когда политическое руководство СССР страшно хотело «включить ответку» за бойкот Москвы-80, когда не приехали 65 стран. Инфоповода для «ответки» все никак не находилось. Поэтому всю весну нам рассказывали о том, что для советских спортсменов будут созданы неподобающие условия проживания, что готовится куча провокаций и что в таких условиях ехать выступать нельзя. В итоге 12 стран не поехало. Огромное число спортсменов лишилось своих потенциальных медалей и славы.
В этот раз режим «можем повторить», похоже, готовятся срежиссировать умнее: это будет якобы решение самих спортсменов. А власть — с народом. Она решение своих спортсменов поддержит. Так что даже и обвинить будет некого.
Обращение комиссии спортсменов — первый шаг на этом не очень достойном пути.
Николай Яременко
Специально для ЯРНОВОСТЕЙ
Фото: THE ASSOCIATED PRESS