Житель района Покровское-Стрешнево до сих пор ищет место гибели отца
— Мой отец Павел Попов служил связистом 3-го батальона 365-го стрелкового полка 18-й стрелко вой дивизии, — рассказывает Анатолий Павлович. Красноярский полк вошёл в состав знаменитой 18-й Московской дивизии народного ополчения, сформированной из жителей Ленинградского района Москвы, в который тогда входили части современных районов Щукино и Покровское-Стрешнево. Также в эту дивизию записывались добровольцы из подмосковных деревень Куркино и Митино. За проявленные ополченцами отвагу и самоотверженность дивизию не расформируют по окончании Битвы за Москву, как некоторые подразделения народного ополчения. Зимой 1942 года она станет полноценной воинской частью — 11-й гвардейской — и закончит вой ну в Восточной Пруссии.
У Скирмановских высот
— Наша мама получила похоронку на отца в ноябре 1941 года. В ней говорилось, что он погиб в боях за Наро-Фоминск, но, скорее всего, это была путаница первых месяцев войны. Так как когда я стал изучать боевой путь Красноярского 365- го полка, то узнал, что он участвовал в страшных боях с немецкими танками на Скирмановских высотах на Волоколамском направлении, — рассказывает Анатолий Попов.
Узнать эти подробности ему помог военный историк Валерий Буланцев, руководитель поискового отряда «Надежда», много лет изучающий места боевой славы в Рузском районе Подмосковья.
В октябре 1941 года отборная немецкая танковая группировка смогла прорваться почти в тылы 16-й армии. Фашисты вышли к деревне Скирманово и закрепились на возвышенном месте, удобном для дальнейшего наступления. Им оставалось всего несколько километров, чтобы перерезать Волоколамское шоссе. Это грозило окружением советским частям. А главное — фашистам открывался прямой путь на Москву.
«Так как противник до сих пор был слаб и растерян, в дивизии полагали, что в состоянии удержать этот передовой пункт», — говорилось в одном из рапортов немецкого военного руководства.
На братской могиле — 93 фамилии
Ожесточённое сопротивление частей Красной армии под деревней Скирманово удивляло гитлеровцев, обладавших значительным численным превосходством. Красноармейцы даже в тяжелейших условиях обороны контратаковали противника.
Так, в течение нескольких дней была практически уничтожена танковая дивизия вермахта: только в одном из боёв фашисты потеряли 40 танков.
«Большая побудка благодаря Ивану. Тяжёлые батареи, «сталинские органы» и миномёты — огонь из всех сразу» — такие свидетельства немецких офицеров о боях под Москвой в ноябре 1941 года обнаружил историк Валерий Буланцев.
В жестоких боях за Скирмановские высоты сражался и 3-й батальон, в котором служил Павел Попов. Сейчас на той самой высоте 264,3 в память о героических защитниках Москвы стоит самоходная пушка.
«Здесь, на Скирмановских высотах, с 26 октября по 19 ноября 1941 года войсками 16-й армии был разбит миф о непобедимости немецкой армии», — написано на памятной плите.
А неподалёку, на Скирмановском кладбище, есть братская могила с мемориалом в честь сибиряков, отдавших жизнь за нашу Родину. Среди 93 фамилий, выбитых на гранитных плитах, нет Павла Попова, хотя, по мнению его сына, он погиб именно здесь.
— Мы надеемся на помощь поисковиков, которые продолжают разыскивать останки бойцов на месте ожесточённых боёв, — говорит Анатолий Попов.