Жительнице Челябинска срочно пересадили печень после БАДов
Шанс на спасение
Елену Пленкину привезли в главную клинику Южного Урала с острой печеночной недостаточностью. И без того тяжелое состояние пациентки стремительно ухудшалось, развивалась печеночная кома. Это угрожающая жизни ситуация. И тогда, по словам главврача ЧОКБ Дмитрия Альтмана, было принято решение об экстренной трансплантации — это был единственный шанс спасти пациентку.
— Женщина поступила в нашу больницу с быстро прогрессирующим, неуправляемым поражением печени. Это опасное состояние, которое может привести к летальному исходу, — поясняет Дмитрий Альтман. — Мы консультировались с коллегами из Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова, получили одобрение на экстренную трансплантацию печени.Операцию провели 9 апреля. Эту дату 54-летняя Елена Пленкина считает свои вторым днем рождения.
История болезни: между жизнью и смертью
Елена Владимировна работает врачом акушером-гинекологом, ведет активный образ жизни: занимается аквааэробикой, танцами. Всегда чувствовала себя отлично, и, казалось, ничто не предвещало беды. Проблемы со здоровьем появились внезапно.
— Однажды утром я зашла в ванную и в зеркало увидела свои желтые глаза, — вспоминает пациентка. — Меня это встревожило, и я сразу обратилась в больницу. Сделали УЗИ, потом МРТ. Никаких особых изменений не нашли. Сдала анализы — в крови были повышены билирубин и ферменты.После этого женщина начала лечиться. Но билирубин продолжал повышаться. Пациентка чувствовала постоянную усталость и все время хотелось спать. Врачи направили ее в поликлинику областной больницы, оттуда — на госпитализацию.
В стационаре провели углубленное обследование, выявили проблемы.
— В отделении гастроэнтерологии назначили интенсивную терапию с использованием свежезамороженной плазмы, криопреципитата, альбумина. Но, видимо, процесс печеночной недостаточности запустился. Мне становилось все хуже, — рассказывает свою историю Елена Владимировна. — Меня перевели в реанимацию. Там я неделю балансировала между жизнью и смертью.
Обычно пересадку органов выполняют в плановом порядке пациентам, которые давно болеют и проходят длительное лечение. Для этого существует «лист ожидания». Но что делать, когда откладывать операцию невозможно и донорский орган нужен срочно?
— Мы обратились в министерство здравоохранения Челябинской области. Благодаря координации минздрава и помощи наших коллег из стационаров региона удалось быстро найти донорский орган, в кратчайшие сроки выполнить трансплантацию и спасти пациентку, — отмечает главный внештатный трансплантолог регионального минздрава, руководитель Челябинского областного центра трансплантологии Александр Полторак.Донором органа может стать человек, у которого констатирована смерть головного мозга, пояснил врач. И подходящий по всем показателям донор нашелся. Изъятие органа, как и положено, по всем правилам, проводилось в областной клинической больнице.
«Меня носили на руках»
Операция длилась 11 часов, хотя, в среднем, пересадка печени занимает от шести до восьми часов. В операционной работали две хирургических бригады. Одна выполняла удаление пораженной печени, другая занималась имплантацией донорского органа.
Экстренная трансплантация была технически непростой, обратил внимание Александр Полторак. Во многом это связано с тем, что у пациентки к тому времени уже была запущенная стадия печеночной недостаточности. Выраженная кровоточивость и в целом тяжелое состояние, а также анатомические особенности донорского органа осложняли работу. Но, благодаря опыту и мастерству хирургов, все прошло успешно.
— Я плохо помню первые дни после операции. Медбратья и медсестры буквально носили меня на руках с кровати до уборной, — делится пациентка. — Дней через пять я стала приходить в себя, чувствовать свои ноги, руки, начала сама садиться, пользоваться телефоном. Сначала даже трудно было поверить, что у меня новая печень.Сейчас Елена свободно уверенно ходит по коридору, готовится к выписке и благодарит докторов во главе с руководителем больницы Дмитрием Альтманом.
Скрытая угроза
Что могло привести к внезапному развитию печеночной недостаточности? По мнению специалистов, одна из возможных причин — использование биологически активных добавок. Пациентка в течение двух лет принимала продукт традиционной китайской медицины. По ее словам, этот препарат растительного происхождения обладает успокоительным и желчегонным действием.
— Каждый человек периодически принимает те или иные БАДы. Ведь любые витамины — те же биологически активные препараты. Поскольку я принимаю БАДы давно, возможно, их накопление в организме привело к ухудшению состояния, — полагает женщина.Врачи предупреждают: бесконтрольное использование БАДов может быть опасно для здоровья, и советуют с осторожностью относится к препаратам, которые предлагают во время рекламных акций, популяризируют блогеры и различные интернет-ресурсы.
— Биологически активные добавки — это, по сути, такие же лекарственные средства, но они не проходят официальную регистрацию и продаются без рецептов врача. В состав БАДов входят разные компоненты, для кого-то они могут быть токсичны. Все зависит от особенностей организма, — обращает внимание Дмитрий Альтман.
Экстренная трансплантация стала 19-й операцией по пересадке печени в ЧОКБ.
— Трансплантацию печени в нашей больнице начали выполнять с 2015 года. Количество операций постепенно увеличивается. Раньше мы делали по одной-две пересадки печени в год. А с начала этого года уже выполнили четыре операции, столько трансплантаций мы провели за весь 2022 год, — отмечает Александр Полторак. — По мере развития этого вида медицинской помощи начинаем выполнять пересадку печени пациентам с наиболее сложными патологиями.В начале года в ЧОКБ пациенту пересадили донорскую печень взамен родной, которую съели черви. Это первая на Южном Урале трансплантация печени, пораженной паразитами. Такие операции делают только в федеральных клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска.