Павел Иванов: Не признание отказа добровольным, если он является таковым, ведет к необоснованному осуждению...
Поздравления по случаю дня рождения принимал член Ассоциации юристов России Павел Владимирович Иванов. Его поздравляли коллеги по работе , представители ветеранской общественности. Иванов, напомним, - специалист в области уголовного права. Судебный эксперт, имеющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере судебной экспертизы. Кандидат юридических наук, доцент, член Ассоциации юристов России. С 2005 года адвокат Адвокатского бюро Ростовской области «Кодекс», регистрационный номер 61/2641 в реестре адвокатов Ростовской области. Проходил службу на оперативных и иных должностях в МВД РФ и ГУИН РФ. В 2003 году защитил в РЮИ МВД России кандидатскую диссертацию на тему «Принудительные меры воспитательного воздействия в уголовном праве».
10 лет (6 и 7 созыв) был помощником Председателя Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Харитонова Н.М. Являлся независимым экспертом уполномоченным на проведение экспертизы на коррупциогенность. (Свидетельство Минюста РФ 516 от 21.10.2009 года). Долгое время вел преподавательскую деятельность в области уголовного и уголовно-исполнительного права в ряде ВУЗов г. Ростова-на-Дону. Автор более 150 научных работ – монографий, статей, публикаций, в том числе учебников, комментариев к УК РФ, УИК РФ. Является соавтором первой в России энциклопедии уголовного права (г. Санкт-Петербург Т. 11) Участник международных, общероссийских и региональных конференций в области права. Имеет ряд государственных, ведомственных и общественных наград.
В последние годы он одним из первых обратился в уголовной практике к правовой природе ст. 31 УК РФ. Данная статья почти не применяется судами сегодня. А ведь это имеет существенное значение для определения характера преступления...
Подробности от П.В. ИВАНОВА
- Реализация сформировавшегося замысла вовне всегда обусловлена соприкосновением лица с объективной действительностью, в связи с чем оно часто допускает ошибки, просчеты, недостаточно учитывает многие факторы, влияющие на совершение начатого преступления. Иногда субъект даже и не подозревает о тех трудностях, которые могут ему встретиться. При этом нередко на его пути появляются совершенно новые, зачастую более значительные трудности, чем те, которые вызываются неосмотрительностью принятого решения. И поскольку любая деятельность человека постоянно сопровождается чувственными процессами (эмоциями), происходящими в его психике, она изменяется под их влиянием.
Вместе с тем первоначальные побуждения, отвергнутые в процессе формирования замысла, иные способы его осуществления продолжают порой сохранять свою силу, противостоят уже начатому совершению преступления, препятствуя его завершению. Наряду с этим, могут возникнуть и новые побуждения – о необходимости изменения и даже прекращения начатой деятельности, приводящие к соответствующим решениям. Подобные решения могут осуществляться как помимо воли субъекта, так и в соответствии с ней, когда он добровольно отказывается от совершения преступления.
Установленное в уголовном законе определение добровольного отказа позволяет говорить о том, что в связи с прекращением лицом своей противоправной деятельности она теряет характер приготовления к преступлению или покушения на преступление. В действиях, направленных на совершение преступления, которые в итоге добровольно прекращены, отсутствует вина лица и общественная опасность, т.е. в таких действиях отсутствуют признаки состава преступления, а само деяние не является разновидностью преступления, его совершение исключает уголовную ответственность.
Под влиянием волевых процессов субъект может активизировать свою деятельность и, преодолев трудности, добиться ее завершения, т.е. совершить оконченное преступление. Но он же, благодаря воле, может и удержаться от совершения определенных действий, даже если они начаты, либо дать им другое направление. Волевое торможение деятельности – важное свойство личности, ибо «воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно».
Закон не ставит добровольный отказ в зависимость от каких-то строго определенных мотивов. В смысле уголовно-правовой значимости все они равны. Но это не значит, что следственные и судебные органы должны безразлично относиться к ним, ибо под влиянием мотивов определяется направленность действий субъекта на определенный объект и возникает его психическое состояние, оказывающее влияние на поведение.
Таким образом, правильное уяснение признаков отказа от преступления и поведении лица имеет большое теоретическое и практическое значение. Ибо не признание отказа добровольным, если он является таковым, ведет к необоснованному осуждению, что является грубейшим нарушением законности.
www.адвокатское-бюро-кодекс.рф
С уважением,
Иванов Павел Владимирович
адвокат, к.ю.н., доцент, член Ассоциации юристов России
Pavel Ivanov
Lawyer, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor