Учёный и организатор
«Я сразу поняла, что научно-организационная работа – это моё, – говорит учёный секретарь Института физики высоких давлений РАН Татьяна Валянская. – Постоянное общение с людьми, планы, отчёты, конференции…» На этой должности она с 1996 года – больше четверти века! 13 июня Татьяна Валентиновна отметила 75-летие.
Родилась Татьяна в Дзержинске Горьковской области, крупном центре химической промышленности. Химиками были и её родители. «Отец работал мастером на заводе, он рассказывал мне, что в войну вообще не выходили оттуда, даже спали на работе, ели сухие пайки, которые американцы поставляли по ленд-лизу», – вспоминает она. Мама рано ушла из жизни. Отец уже в мирное время, когда Тане было года два, переехал по распределению после училища в Смоленск. «Я училась в замечательной школе, которая сейчас называется Гимназией им. Пржевальского, окончила с золотой медалью», – продолжает Валянская. Любимым предметом была химия – и по примеру папы, и благодаря прекрасному учителю. Но неожиданно физика взяла верх: Татьяна стала призёром на областном этапе олимпиады, отправилась на всесоюзный, побывала в Московском университете и поняла, что хочет учиться именно там. Но с первой попытки недобрала один балл… Родители уговаривали пойти в филиал МЭИ в Смоленске, как многие из её города, но Татьяна была непреклонна: только физфак МГУ. Год работала лаборантом в кабинете физики родной школы и со второго раза поступила! Дальше всё шло как надо: училась на кафедре низких температур, получила диплом с отличием, вышла замуж за однокурсника, в 1973-м поступила в аспирантуру, занималась низкотемпературным магнетизмом. «У нас была очень слаженная
команда с прекрасным шефом, Виктором Ивановичем Соколовым, его уже нет на свете… – с теплом вспоминает она. – Он ставил нам задачи, с нами всё обсуждал, мы горели своим делом, трудились с утра до полуночи, и работа шла!»
В ИФВД пришла вслед за мужем: тот вынужден был после выпуска отслужить три года в армии, затем устроился туда. Диссертацию, правда, писал в московском ФИАНе, там дальше и работал.
А вот Татьяна осталась в Троицке, ещё застала создателя ИФВД Леонида Верещагина, работала в лаборатории и.о. директора Евгения Яковлева… Поначалу было сложно. Валянская признаётся, что ей легче трудиться в коллективе, где есть чёткий лидер и ясно поставленные задачи, чем «ставить себя» в незнакомом окружении. «Занялась совершенно новым делом, делала установку по высокотемпературной сверхпроводимости, но своими результатами не была удовлетворена, чувствовала себя немножко одиноко», – рассказывает она. Другой был и подход к работе: на физфаке МГУ привыкли общаться, просить совета у коллег, здесь было вовсе не принято ходить по другим лабораториям. Таков был стиль Верещагина, который мог дать двум коллективам одну и ту же задачу так, чтобы они не знали друг о друге…
Попробовать себя в ином амплуа помог случай: тогдашний учёный секретарь ИФВД на несколько месяцев уезжала за границу. Искали, кто бы её подменил. Татьяна согласилась. Пришлось нелегко: столько разных дел, и всё впервые! Валянской надо было подготовить научный отчёт института. «Академиком-секретарём тогда был Леонид Келдыш, и он эти отчёты, в отличие от многих, читал, – улыбается Татьяна. –
И сказал Сергею Стишову: «Вот первый отчёт, который мне понравился». После этого меня директор и взял». 1 июля 1996 года – с тех пор она в этом кабинете. Сработались хорошо: Стишов был требователен, но и ценил трудяг, любил, когда поручения, даже брошенные мимоходом, запоминают и выполняют, хотел, чтобы сотрудники всегда были на своих местах и не распылялись на разные задачи. Времени на свою науку уже не оставалось.
Но она и не жалеет. «Жизнь просто бурлила и крутилась! То конференцию организуем и едем, то на корабле плывём, то кто-то приезжает, то юбилей института… Некогда было продохнуть, был период, мы даже на обед не уходили!» Чего стоят только выездные конференции для молодых учёных в Туапсе, начатые в 1989 году ещё при директоре Алексее Абрикосове: физики со всей страны делают доклады, а в перерывах играют в волейбол и плещутся в море.
«Я знаю про каждого научного сотрудника всё: чем он занимается, какие у него статьи, суть их работ», – говорит Валянская. Учёные советы, юбилеи, ежегодные сборники трудов сотрудников института (они выходили по
2014 год) – всё это на плечах учёного секретаря.
«Я себя нашла в этом деле, – уверена Татьяна. – Считаю, что научно-организационная работа для женщины – это очень хорошо. Такая тут жизнь интересная у меня!»
Владимир МИЛОВИДОВ,
фото автора