Очертания войн будущего просматриваются более-менее контрастно
На опыте сирийкой кампании и нынешнего противостоянии России и Запада можно прогнозировать облик войн будущего практически на всех уровнях: стратегическом, оперативном и тактическом. Как это уже отмечалось не раз, боевые действия будут вестись, как минимум в пяти доменах, на суше, на море/под водой, в воздухе, в космосе и в киберпространстве. К этим пяти существующим можно добавить и шестой домен – это общество во всех сегментах его деятельности. Выделяю его особо поскольку информационную войну относят к домену киберпространства. И она однозначно предназначена для того, чтобы воздействовать на все этносы и социумы противника.
Войны будущего приобретут ожесточённый и бескомпромиссный характер, гуманность станет инструментом информационной войны не более того. Гибкость может проявиться лишь в договорённости не применять ядерное и химическое оружие. В остальном какие-либо уступки сторон перед друг-другом маловероятны. Очень опасным оружием будущего, однозначно, станет биологическое, его разработке США уделяют очень много внимания. Уже сейчас просматривается изощрённый бескомпромиссный подход Запада к ведению экономической войны против России. Торговые и другие связи остаются нерушимыми только там, где США не могут обойтись без российского сырья или научно -технического сотрудничества. Экономическая война сохранится, как часть войны в её обобщённом понимании.
РАЗВЕДКА
Эта часть военного искусства получит дальнейшее мощное развитие как в техническом, так и металогическом смыслах. Вооружённые силы, судя по опыту ныне текущих войн для того, чтобы добиться успеха, уже сейчас должны в первую очередь уделять внимание разведке во всех её проявлениях. И соответственно должны предприниматься все возможные усилия для того, чтобы противник был лишён возможности вести многоплановую и многоуровневую разведку, направленную против нас. И то и другое требует квалифицированных организаторов, руководителей и исполнителей. Многоярусная разведка должна иметь самое новейшее техническое обеспечение, начиная от дачников, приборов наблюдения и фиксации, (размещёнными на поверхности - суше в море; в космосе и под землёй) заканчивая хорошо отлаженными автоматическими системами для сбора и анализа полученных данных, работающих с использованием элементов искусственного интеллекта. Соответственно, нужна техника и программное обеспечения, оружие, работающее на различных физических принципах, для борьбы с разведкой противника. В грядущем техническое обеспечение будет революционным образом совершенствоваться как для реализации нужд разведки, там и для организации контрразведки.
Предстоит создавать концептуально новые аналитические центры; совершенствовать: спутниковую группировку, разведывательную пилотируемую и беспилотную авиацию; развивать технические средства разведки, развёрнутые на море, развёрнутые на земле, средства радиочастотного, визуального и акустического наблюдения, сейсмодатчики и прочее. Все вышеперечисленные элементы должны совершенствоваться постоянно. А для войн будущего их развитие требует особого творческого подхода. Также не маловажно, что не было утечки информации, касающейся работы разведки и контрразведки.
МТО
Следующим важным условием достижения успеха в войнах будущего станет организация надёжного материально-технического обеспечения своих войск. Этот сегмент получит серьёзное развитие, скорее всего, транспорт будет беспилотный. Система его управления потребует серьёзной защиты. Сама структура МТО будет выстраиваться так, чтобы полностью исключить вредоносное воздействие человеческого фактора на боевое обеспечение войск. Мягко говоря, эту сферу военной жизнедеятельности ждёт почти тотальная цифровизация. Система не даст возможности лицам, находящимся при хранении, доставке и распределении материальных средств совершать ошибки или хищения.
Также придётся предпринимать все возможные усилия для пресечения работы служб тыла противника. Военное планирование будет вестись с учётом выполнения этих важнейших задач. Враг, лишённый всестороннего снабжения – долго не сможет сопротивляться, в будущем эта идея должна стать аксиомой для планирования боевых действий.
КАДРЫ
Пожалуй, надо было начинать разговор о войнах будущего с этого вопроса. Но, порой для вступления в тему не стоит идти прямым путём, читателя необходимо настроить на определённый лад мышления.
Как показывает история войн, во многом успех зависит от высшего военного руководства. Те же солдаты, которые добивались ошеломляющих побед под руководством Суворова или Румянцева, оказывались практически небоеспособными и проигрывали баталии, когда ими руководили менее талантливые командующие. Этот принцип важен сейчас и будет работать всегда, пока идут войны. Подготовка военных кадров (я говорю уже о командирах всех звеньев) должна вестись на базе самого передового опыта, качественно и вдумчиво. Не стоит ставить на командные должности людей, не имеющих командирских задатков, таких необходимо отсеивать в процессе обучения. Преподавательский состав, помимо богатого опыта и глубочайших знаний по предмету, должен быть исключительно талантлив в педагогическом смысле. Потребуется концептуально новая учебная база. Спектр знаний и навыков, которыми должен овладеть командир будущего – весьма велик. Кстати, искусственный интеллект, внедряемый в системы управления вооружениями и войсками - человека никогда не заменит и не сможет облегчить его работу. К тому же командиры должны быть готовы к ведению боевых действий при полном отказе всей электроники.
Что касается подготовки рядового состава, она также будет существенно меняться, поскольку в боевых порядках будущего предполагается нахождение роботизированных систем, а вооружение получит принципиально новую схему использования. Рядовой состав должен будет эволюционировать под новые боевые задачи.
ВООРУЖЕНИЕ
Для подготовки к войнам будущего уже сейчас необходимо думать над тем, какая понадобиться войскам боевая техника и вооружения, какими должны быть боеприпасы. Помимо совершенствования вышеуказанного, должны улучшаться тактика и оперативное искусство, а войска надлежит обучать, учитывая все грядущие изменения. Конечно же делать это придётся постепенно, по мере замены устаревших техники и вооружений на новые образцы. Но, определяющим являются видение того, что ждёт нас в грядущем и планирование военного строительства должно осуществляться с учётом этого видения. Боевая техника в значительной мере будет роботизирована, это касается четырёх сред: море, воздух, суша, космос.
Боеприпасы будущего – это высокоточные боеприпасы умеющие маневрировать и обманывать защиту противника. Барражирующие, самонаводящиеся боеприпасы различной дальности действия будут обеспечивать надёжное поражение сил и средств противника на всю глубину его обороны. Также получат дальнейшее развитие высокоточные боеприпасы дальнего действия, которые смогут находится в воздухе довольно долго, выслеживая цель в глубоком тылу врага. Одновременно получат развитие боевые лазеры и оружие, поражающее цели направленным СВЧ или ЭМ излучением. И так далее. Кроме тяжёлых вооружений придётся разрабатывать лёгкие технические средства амфибийного типа или способные двигаться по земле, воде и летать на небольших высотах.
Конечно же, встанет вопрос защиты от высокотехнологичных техники, вооружений и боеприпасов противника. При этом оснащение армии, флота, ВВС и космических сил не должны быть громоздкими и чересчур сложными в боевом применении и эксплуатации.
УЧЁБА ВОЙСК
Кстати, есть смысл вносить поправки в боевые уставы с учётом требования времени и совершенствования техники и вооружений и по мере изменения тактики. Принцип организации боевой подготовки остаётся незыблемый – учить войска тому, что им реально пригодиться на поле боя. Речь идёт о конкретной подготовке к выполнению конкретной задачи. Как пример, приведу подготовку войск Александром Суворовым к штурму Измаила. Великий полководец велел соорудить такие же насыпи, как и у турецкой неприступной крепости и обучал своих солдат на этом «тренажёре».
В конце концов сама структура войск должна соответствовать условиям войн будущего. Это вовсе не значит, что немедленно стоит отринуть всё, чем владеет сейчас Армия. Просто необходимо создавать экспериментальные войсковые формирования, вооружить их перспективной техникой и оружием и отрабатывать на них все новаторские идеи. Сейчас есть возможность делать это в условиях реального боя. Естественно, перед тем, как отправить солдата в огонь - техника, оружие, способы их применения должны быть досконально выверены на полигонах.
МОТИВАЦИЯ
И есть ещё одна очень важная деталь, которая должна учитываться в современных войнах. Это их морально-этическая база. Мотивация для борьбы за Победу. Сейчас Россия воюет не только за свой суверенитет. Она защищает право человека оставаться человеком в планетарном масштабе. Наша страна защищает традиции своих предков, чистоту верований, незыблемость семейных устоев. Россия сейчас противостоит сатанизму Запада и навязываемую им всему Миру содомскую мерзость. Москва в морально-этическом плане имеет очень сильную позицию, поскольку она соответствует чаяниям большинства населения земли. Её поддерживают в своем большинстве православные христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и другие мировые религии. Идёт война за духовную чистоту человечества. Похоже в таком же ключе сохранится эта мотивация и в ближайшей, и в среднесрочной перспективе.
Однако военно-политическое руководство страны обязано учитывать тот факт, что в конечном счёте войны уже сейчас ведутся за ресурсы. В будущем именно ресурсы станут главным яблоком раздора, причём перечень того, за что могут возникать вооружённые конфликты будет увеличиваться. На очереди баталии за запасы пресной воды, затем, судя по всему, будут оспариваться территории с холодным климатом.
УПРАВЛЕНИЕ
Управление войсками и организация связи в будущем станут более технологичны чем сейчас. Автоматизированные системы постоянные на сетецентрическом принципе позволят командирам всех уровней видеть досконально поле боя и противника в рамках выполняемых боевых задач. То есть командирам орудий, танка, БМПТ, отделения встроенная в его амуницию информационная система даст то, что ему поможет выполнить задачу своего уровня и так далее: командиру взвода, роты, батальона, полка … Командарм и штаб армии получат значительно более широкие сведения чем подчинённые ему структуры. Соответственно вышестоящие инстанции будут снабжаться дополнительными данными. Уже сейчас остро стоит вопрос о защите систем управления войсками, огнём, а также сети связи. В дальнейшем этому будут уделять ещё больше внимания, поскольку технические возможности врага подавлять всё вышеперечисленное также будут возрастать.
В свою очередь и нашим Вооруженным силам есть надобность развивать системы подавления связи и управления противника. И эти средства должны совершенствоваться быстрее, чем противник будет успевать модернизировать защиту своих сетей.
БОЙ
Вид боевых порядков и оперативного построения войск будут определять возможности той техники и того вооружения, которым оснастят армию, фот, ВВС в грядущем. Возможны значительные поправки в тактике боя. Наверняка появятся новые виды манёвра. Очень даже вероятно, что грань между обороной и наступлением будет стёрта. Как квалифицируют само понятие «отход» в будущем? Скорее всего его воспримут, как вид маневра. В боевых порядках будут находиться обитаемые и необитаемые технические средства различного назначения, их будут сопровождать рои дронов, которые будут обеспечивать ударные возможности войск, разведку и защиту. Есть вероятность, что из-за повышенной манёвренности войск противостоящих сторон сама линия фронта будет сильно размыта. Подразделения и части противников зачастую будут воевать вперемешку встанет остро вопрос определения свой-чужой и предназначенные для этого технические средства должны работать безотказно, чтобы исключить случаи «дружественного огня». То же касается системы управления войсками и сети связи. Они должны иметь такой уровень защиты и быть настолько надёжными, чтобы бесперебойно работать в той сложнейшей оперативной обстановке, что описана выше.
Данную статью предлагаю рассматривать как вступление или задел, для дальнейших рассуждений о том, к чему надо готовить Вооруженные сил исходя из среднесрочной и дальней перспективы.