«Нас догола раздели». Женщинам из азиатской страны запретили эпиляцию
«Как мы будем на жизнь зарабатывать? Я вообще не знаю!» — афганская бизнесвумен Саида, жена моего хорошего знакомого в Кабуле, пребывает в бешенстве от решения талибов закрыть все салоны красоты в Афганистане без объяснения причин. Она пишет мне сообщения в WhatsApp, тут же их стирает и пишет снова — с кучей матерных эпитетов на английском. На днях хозяйки подобных заведений получили уведомление — в течение 30 дней они должны прекратить свой бизнес под угрозой «преследования шариатского суда». Никаких комментариев, чем именно салоны красоты вредят исламу, не последовало. Обозреватель aif.ru попытался разобраться в ситуации — что получится, если индустрия красоты в Афганистане в ближайшее время уйдёт в подполье, и есть ли настоящая причина для санкций относительно улучшения внешности афганских женщин?
«Ищут проституток и шпионов»
«Там много подводных камней, — считает бывший советский студент Маджид, учившийся в 1982-1987 годах на агронома в Краснодаре. — Ещё при американской оккупации салоны красоты подозревали в том, что внутри находятся тайные бордели. Правда ли это? Я не знаю. Слухи у нас распространяются быстро, а правдивы они или нет, никто не знает — в Афганистане люди не верят никакой официальной информации. Однако проверить, что творится в комнатах салонов, "Талибан”* не может — если женщины предоставляют услуги женщинам, мужчинам в такие заведения вход категорически запрещён. Ну и конечно, они могли всего себе навоображать: от проституции до встреч там шпионов. Решать, расследовать, выяснять — это не стиль талибов. Поэтому при появлении какой-либо проблемы им проще навсегда закрыть заведение и не париться».
«Только мужа соблазнять»
Тем не менее Саида считает: салоны красоты продолжат работу, только уйдут «на дно» — иного выбора у афганской индустрии красоты нет. «У меня муж 50 долларов в месяц получает, — злится она. — А теперь ещё и мой бизнес прикрыли! Они лишили нас денег, догола раздели!» Я вспоминаю, как через 2,5 месяца после прихода к власти талибов нелегально покупал в Кабуле водку — она спокойно имелась в наличии у спекулянтов, просто подорожала в три раза. Саида подтверждает мои мысли — афганок будут обслуживать на дому, но, естественно, по случаю риска цены на услуги вырастут. «И так сложно, — жалуется она. — Всё покупаю за доллары, всё надо из-за границы везти. Лак для ногтей, сурьму для бровей, румяна, тени для век». Собственно, афганские салоны красоты в основном посещали выходящие замуж невесты и женщины, у которых активные сексуальные отношения с мужьями. «У нас для кого постороннего краситься и мазаться? — продолжает Саида. — Множество женщин носят паранджу. Те, кто не скрывает лицо, а ходит в платке на голове, могут выйти на улицу лишь в сопровождении мужчины: тоже тут особых ухищрений не надо. Это только дома гулять, мужа соблазнять: даже соседям ты красоту не покажешь». По словам Саиды, среди зажиточных афганок популярны маникюр, педикюр, наращивание ногтей и ресниц. Массажа тела, ультразвуковой чистки лица, пилинга, обёртывания, коррекции фигуры и всего того, что модно в Москве, в афганских салонах красоты не делают. Но есть маски из увлажняющего крема, эпиляция интимных мест (она очень популярна), особый макияж для главных семейных событий.
«Удаление волос — крамола»
«У меня тоже нет сомнений, что салоны перейдут на работу на дому, подпольно, — уверена афганская журналистка Джамиля Хайдари (после прихода к власти талибов её газету закрыли). — Возможно, талибы начнут отслеживать, если какие-то дома посещают больше женщин, чем обычно. С другой стороны — тоже непонятно, как они это сделают: посторонние мужчины не смогут входить на женскую половину жилья, а девушки в "Талибане” не служат. Поэтому полагаю, что далее и макияж, и парикмахерские услуги, и маникюр будут делаться полностью в домашних условиях, и помешать этому талибы не смогут. Что касается причин, по которым женщинам запретили делать эпиляцию или красить лицо, я серьёзно теряюсь в догадках. "Талибан” не даёт никаких комментариев по этому поводу, а среди афганцев мнения разные: вам их, как я поняла, уже озвучили. Кто-то считает, что борются с проституцией, кто-то видит в удалении афганками волос с тела крамолу, кто-то уверен, что талибам проще запретить то, чего они не в силах контролировать. Все версии могут быть правдой».
«Дела обстоят иначе»
Я обратился за комментариями в МИД Исламского Эмирата Афганистан (как теперь называется афганское государство при талибах). Мне сказали, что не наблюдают в данном вопросе каких-либо проблем. «Вполне возможно, все салоны впоследствии откроются снова, — заявил aif.ru представитель талибов. — Просто их работу нужно систематизировать, проверить лицензии и уплату налогов. Не следует делать из случившегося широко идущих выводов. В Афганистане сейчас власть народа, и мы делаем то, что угодно народу. К сожалению, информация из Кабула зачастую попадает в мировые агентства в искажённом виде. Мы приглашаем всех приехать в нашу страну и убедиться, что дела обстоят иначе». Афганский дипломат и представитель «Талибана» в посольстве Афганистана в Москве Хафиз Ясир на запрос aif.ru сообщил, что не знает причин закрытия салонов красоты. В общем, на дистанции и правда трудно понять, что конкретно происходит. Ясно одно — какое-то время афганским женщинам придётся пользоваться услугами косметологов нелегально и платить за них втридорога: как любители выпить платят за водку на чёрном рынке Кабула. И вряд ли им это понравится.
*Организация запрещена в РФ