"Превратить в рабов": в Чечне заявили о контроле над уехавшими
Министр Чечни по национальной политике, печати и информации Ахмед Дудаев заявил, что его ведомство следит за "поведением" покинувших республику уроженцев Чечни и добавил, что иногда они "не чувствуют ответственности и считают возможным вести себя как хотят". Он сообщил, что "такого нельзя допустить", и открыто рассказал, что "власть и Кадыров жестко на это реагируют". Фактически чиновник оправдал негласный контроль местных властей над уехавшими из региона уроженцами Чечни.
"Когда он (Кадыров. – Прим. ред.) привозит домой забывшегося человека, показывает по ТВ или что-то еще делает, то в интернете появляются герои, которые говорят, что нарушаются его права, появляются разные вбросы", – сказал Дудаев.
Кадырова, внесенного в санкционные списки ряда европейских стран из-за нарушений прав человека, он назвал "гарантом безопасности и благополучия", а также добавил, что тот "не корректирует свое поведение из-за того, что сторонние организации, институты, журналисты, правозащитники как-то могут отреагировать".
Это заявление было сделано на встрече с представителями "молодежного общественно-патриотического движения "Ахмат" и "патриотического клуба "Путин". Их офисы находятся на одном этаже Дворца молодежи на проспекте Путина в Грозном. В описании деятельности и "движения Ахмат" , и "клуба Путин" указана одна и та же формулировка: "Следование пути первого президента Чеченской Республики, Ахмата Кадырова". Точно такие же фразы использует официальная чеченская пропаганда. СМИ многократно писали про формирование культа личности отца Рамзана Кадырова и так называемый "путь Ахмата Кадырова" в нарративе местных властей.
В своем выступлении Дудаев не уточнил, какое именно поведение земляков он называет "недостойным", при этом в российском законодательстве нет правовой нормы, которая бы предусматривала возможность подобных репрессий. Однако власти Чечни практикуют их много лет.
Это свойство тоталитарных режимов, когда регламентируется все, объясняет член совета Центра защиты прав человека "Мемориал" Александр Черкасов.
"Нету частного – от ношения платков и длины бород до отсутствия автономии у мечетей, когда пятничная молитва спускается всем имамам из муфтията. Это абсолютно не соответствует чеченским традициям. Сфера частного может быть регламентирована старшими внутри семьи (как к этому относиться – другой вопрос), но она не должна быть регламентирована кем-то снаружи. Более того, нет одного главного. А в этом случае есть и главные, и регламентация повседневной жизни, где бы ты ни находился", – говорит эксперт.
"Забывшие честь"?
Преследования уроженцев Чечни за пределами республики по обвинению в "недостойном" поведении начались с 2015 года – именно тогда Кадыров заявил, что власти будут следить "за не умеющими себя вести" чеченцами в Москве. С тех пор эта не имеющая под собой правовой основы практика применяется регулярно.
Например, в 2020 году в Грозный из Москвы насильно привезли около ста чеченцев, которых силовики обвинили в употреблении наркотиков и мелких правонарушениях. На госканале ЧГТРК "Грозный" вышел сюжет под заголовком "Из Москвы в ЧР вернули молодых людей, забывших свою честь и правила поведения в обществе". В нем говорилось, что чеченские силовики привезли из Москвы "сотню зрелых молодых мужчин", а также пригласили их родственников, чтобы показать, "чем занимается молодежь в столице под предлогом работы". На этих кадрах они публично раскаиваются и выслушивают нотации от чиновников.
Перед привезенными выступал приближенный Рамзана Кадырова, депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов. Он не сообщил прямо, в чем виноваты доставленные в республику, однако добавил, что Кадырову "каждый день пишут в соцсетях о проступках жителей, выехавших за пределы региона". Министр МВД по Чечне Руслан Алханов обвинил их "в дискредитации чеченского народа" и пригрозил "самыми грязными работами".
В марте того же года эти же чиновники отчитывали другую возвращенную из Москвы группу, состоявшую, как было заявлено, из примерно пятидесяти человек. Их обвинили в употреблении наркотиков, алкоголизме и хулиганстве. В сюжете ЧГТРК "Грозный" их назвали "нарушителями общественного порядка, позорящими имидж Чечни". На этом мероприятии также находились и их родственники, которых власти призвали "принять меры, пока не поздно".
"Делают результат"
Практика "контроля за поведением" не ограничена Москвой, о которой Кадыров говорил изначально. Например, в 2022 году чеченские власти заявили о рейдах по борьбе с "неподобающими" действиями жителей республики и в других регионах Северного Кавказа. Госагентство "Чечня сегодня" писало о рейдах по поиску тех, кто ведет себя "не по вайнахским правилам приличия", сообщалось, что проходить они должны были в Дагестане и в Пятигорске (Ставропольский край).
Этим новостям предшествовала публикация о девушках из Чечни, которые пели ночью на пляже в дагестанском Избербаше. Вскоре после этого в мессенджерах распространилось аудиосообщение, в котором человек с голосом, похожим на председателя парламента Чечни Магомеда Даудова, призывает "пресекать недостойное поведение" чеченцев за пределами региона. Он заявил, что уже поговорил с руководством "соседей" (имеется в виду Дагестан. – Прим. ред.) и потребовал "всех, кто позорит традиции, забирать и привозить домой". Вскоре в соцсетях появились сообщения о рейдах чеченских силовиков в Дагестане.
В таких ситуациях кадыровцы пользуются поддержкой среди некоторых людей, говорят в оппозиционном чеченском телеграм-канале NYISO.
"Она вызвана своеобразным строением чеченского общества, которое крайне трепетно относится к своей репутации. Но люди, к сожалению, не осознают того факта, что кадыровцы нисколько не заинтересованы в "оздоровление и очищении" общества, а, наоборот, сами являются распространителями разврата и недостойного поведения", – говорят в канале.
Причиной недавнего заявления Дудаева в NIYSO называют самопиар власти.
"Во-первых, они осознают болезненность этой темы для чеченского общества, во-вторых, под прикрытием "борьбы с развратом" они преследуют своих критиков, неугодных людей или просто делают "результат" через сфабрикованные дела", – заключает собеседник.
"План Кремля"?
Рейды, публичные извинения и привлечение родственников и самих "нарушителей" к покаянию на местном телевидении – это часть осознанной концепции, которую придумал Кремль, убежден чеченский политолог, председатель "Ассамблеи народов Кавказа" Руслан Кутаев. По его мнению, это специально демонстрируют как "норму" и часть жизни общества.
"Холуйское поведение внедряют в сознание людей. Им показывают, что власть может сделать все что угодно в отношении чеченцев. Очень важно, что это не импровизация именно местных властей. Среди них нет людей с академическим мышлением, они не понимают, какие инструменты использовать, чтобы в следующем поколении превратить народ в рабов", – говорит Кутаев.
Устраивая показательные извинения и показывая по местному телевидению "нарушителей" традиций, Кадыров подает сигнал Кремлю, что власти в республике – единственные, кто может управлять ее народом, полагает эксперт.
"Эта форма правления держится на русских штыках. Власть посылает Кремлю сигнал, что они смогли внедрить в Чечне "рабскую бациллу", что в обществе все это якобы уже воспринимают как должное. Где бы раб ни находился, хозяин может его наказать. Они пытаются показать Кремлю, что якобы добились какой-то победы, хотя в народе все это вызывает лишь ненависть", – заключает Кутаев.
Племянник главы Чечни Рамзана Кадырова и его советник Хамзат Кадыров выступил с угрозами в адрес уроженцев республики, которые "нарушают чеченские традиции" на своих страницах в соцсетях. Он добавил, что власти будут отслеживать владельцев таких аккаунтов и "пресекать отклонение от норм". О каких именно нарушениях идет речь – неизвестно, при этом в российском законодательстве оснований для подобных преследований нет.