Воины-чекисты из самокатного отряда во время мятежа левых эсеров сумели спасти Москву от кровопролития
7 июля 1918 г. – ровно 105 лет тому назад – при активном участии в г. Москве войск ВЧК был подавлен мятеж левых эсеров и тем самым предотвращена попытка дестабилизации государственной власти. В череде бурных событий той исторической эпохи левоэсеровский мятеж следует считать очередной самонадеянной попыткой захвата власти в стране группой политических авантюристов, а последовавший за этим быстрый и жёсткий разгром их вооружённых отрядов – закономерным исходом любых попыток посеять в стране и народе кровавую смуту.
Вся хроника этого недолгого мятежа умещается в несколько тревожных дней. 5 июля 1918 г. на V Съезде Советов левые эсеры под предлогом несогласия с условиями так называемого Брестского мира предложили выразить недоверие большевистскому правительству и денонсировать договор с немцами. Уже на следующий день, 6 июля, их словесные угрозы перешли в практическую плоскость: около 15.00 в здании посольства Германии в советской России двумя видными членами этой партии – Н. Андреевым и Я. Блюмкиным - был убит посол Германии Вильгельм фон Мирбах. А позднее левыми эсерами задержаны и взяты в заложники председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский и Мартын Иванович Лацис.
События тех дней хорошо освещены в российской истории, но следует уточнить, что к моменту начала мятежа левые эсеры не только сами состояли в правительстве Советской России, но также находились в немалом числе в органах и войсках ВЧК. Прежде всего, в составе отряда ВЧК под командованием Д.И. Попова. Он насчитывал по разным оценкам до восьмисот бойцов. «Поповцы» стояли в карауле самого здания Всероссийской чрезвычайной комиссии на Лубянке, что делало их крайне опасными в ситуации разворачивающегося в Москве вооружённого противостояния. Они блокировали деятельность главной контрразведывательной и контртеррористической структуры всего советского государства.
То есть другим частям войск ВЧК и частям Красной армии пришлось сражаться с участвовавшей в мятеже частью войск ВЧК под командованием Попова, штаб которой стал центром левоэсеровского мятежа.
В этой ситуации важную роль сыграл верный правительству Советской России и своему чекистскому руководству отряд воинов-самокатчиков (велосипедистов) ВЧК под командованием П.Г. Кобелева (сегодня историю этого подразделения войск ВЧК продолжает дислоцированный под Москвой Центр специального назначения «Витязь» войск национальной гвардии Российской Федерации). По приказу остававшегося на свободе члена коллегии ВЧК Я.Х. Петерса Павел Кобелев вместе со своими бойцами сумел разоружить «караул Попова» и, выставив заслоны, принял на себя охрану здания ВЧК.
По исследованиям историка, ветерана внутренних войск МВД России полковника в отставке Н.Г. Сысоева, «в ночь на 7 июля к подавлению левоэсеровского мятежа были привлечены латышские стрелки и отдельные воинские подразделения московского гарнизона. Рано утром после нескольких предупредительных орудийных выстрелов по домам, где размещались штаб и бойцы отряда Попова, мятежники стали отступать, разбегаться и сдаваться.
Самокатчики активно участвовали не только в разоружении караула от отряда Попова, охранявшего здания ВЧК, но также освободили от мятежников почтамт, телеграф и типографию в Ваганьковом переулке».
Оставшиеся в живых военные руководителя мятежа и его рядовые боевики, понимая бесперспективность сопротивления, спешно бежали из Москвы по Владимирскому шоссе (Шоссе Энтузиастов). Об этом ещё какое-то время напоминал брошенный ими по дороге броневик…