Проблемы с мигрантами: Молельный дом все грехи спишет?
Рейды правоохранителей в Котельниах и Дзержинском обернулись скандалом
В подмосковных Котельниках, а также в соседнем Дзержинском обострился конфликт вокруг мусульманской общины. Местные жители в видеообращении пожаловалась президенту Владимиру Путину на засилье мигрантов. Мусульмане также записали видеообращение к главе государства, и обратили его внимание на «вопиющие» действия полицейских, прервавших своим рейдом в местный молельный дом пятничный намаз.
Предыстория. СМИ уже сообщали о том, что подмосковные Котельники — место не очень-то благополучное, потому что там обосновалось большое количество трудовых мигрантов. В мае этого года горожане обратились к президенту Путину и попросили отреагировать на эту проблему.
Одной из главных причин их недовольства был расположенный в жилом доме молельный дом, имеющий статус «культурного центра». Но претензии возникли не по тому, что туда ходили молиться. А из-за того, что там регулярно собираются толпы гастарбайтеров. Которые не только заставляют дворы машинами и вольготно располагаются на детских площадках, но и разводят костры в местном лесопарке, да ещё оставляют после себя мусор. Плюс угрозы, приставания к женщинам, пьяные драки… Дошло до того, что приезжие заявляли жителям: «Это мы будем жить тут, а не вы».
В ситуацию вмешался Следком. Начались поголовные проверки документов, патрулирование улиц и регулярные полицейские рейды. Нагрянула полиция и в молельные дома в Котельниках и в Домодедове.
Видео этих рейдов пошло гулять по соцсетям. Видно, что собравшиеся активно возмущаются тем, что полицейские потребовали предъявить документы прямо во время молитвы. Один из прихожан дома даже протягивает руку к табельному оружию силовика. «Руками не надо трогать оружие. (…) расступились», — командует полицейский. В общем — ситуация возникла щекотливая: с одной стороны — силовики с дубинками, в шлемах и бронежилетах, с другой — мужчины в носках, многие — на коленях. Да ещё среди них есть подростки…
Разумеется, как только видео было слито, начал раскручиваться скандал. В первых рядах действия силовиков осудил глава ЧР Рамзан Кадыров. «Непрофессиональные и вызывающие действия сотрудников правоохранительных органов я расцениваю как провокацию в нашем тылу с целью расшатать прочный фундамент межнационального мира», — написал он в соцсетях.
Глава Дагестана Сергей Меликов тоже раскритиковал их действия. «Знаю на своем опыте — служба службой, но религиозные чувства других людей оскорблять никогда нельзя!», — заявил он всё в тех же соцсетях. Собственно, в Дагестане тоже время от времени проводятся рейды в не слишком «благонадежных» мечетях. Но там прихожан задерживают на выходе после молитвы. Так что политес соблюдается.
В том же духе, но более взвешенно, высказался и первый зампред Совета муфтиев России (СМР), муфтий Московской области Рушан Аббясов. Он подчеркнул, что проверки проводятся с целью выявления незаконного пребывания в РФ мигрантов. «Однако не ясно, почему эти действия совершаются именно в момент совершения пятничных молитв. Мы против нарушения законов, в том числе, незаконного у нас пребывания отдельных лиц. Проверки можно провести до или после намаза.», — сказал муфтий. И отметил, что рейды правоохранительных органов часто сопровождаются «бесцеремонными действиями» со стороны проверяющих.
Впрочем, «бесцеремонные действия» полицейских российским законам не противоречат, — считает адвокат Дмитрий Аграновский.
— Я не вижу ни малейших правовых оснований, чтобы сотрудники правоохранительных органов, находящиеся при исполнении и осуществляющие мероприятия в рамках своих полномочий, разувались и ждали пока закончится отправление религиозного культа. Никакие абсолютно законы этого не предписывают. Что касается людей, которые находились в этом молельном доме, то они имеют право пожаловаться. А соответствующие органы дадут оценку законности действий силовиков. Но, на мой взгляд, те действовали в рамках закона.
«СП»: А как же чувства верующих?
— Тут надо понимать совершенно четко, что законы светского государства, а таких на нашей планете — абсолютное большинство, в том числе и наше, имеют абсолютный приоритет над религиозными традициями. К тому же не все традиции одинаково привлекательной и желанны. А в нашей стране вообще конфессий много, и традиции у них разные, иногда — диаметрально противоположные. Кроме того, религиозные правила распространяются только на верующих конкретной конфессии: считают необходимым разуваться при входе в молельный дом — это их право. Но это не является обязанностью для всех остальных. Правоохранители действуют в рамках своих полномочий. В конце концов, у них спецодежда и обувь, которые их защищают. Может им еще и оружие в нужно было сдать при входе?
Еще надо понимать, что полицейский не могут просто так заявиться что в молельный дом, что в пивной ларек. Они обязательно должны иметь на это какие-то соответствующие поручения и полномочия. Любая проверка проводится в рамках чего-то. Например, поступила оперативная информация, или жалобы от населения. В данном случае люди пожаловались — вот пришли этот молельный дом проверять.
Почетный президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров полагает, что при проверках всё-таки палку перегибать не стоит.
— Молитва, что для мусульман, что для христиан — это очень личное дело. Особенно, если это происходит в отведенном для этого месте. Я думаю, что 20 минут или полчаса в проведении операции роли бы не сыграли. Вполне можно было подождать окончания намаза. Но тут надо отметить, что то, как себя ведут некоторые мусульмане, приехавшие с Северного Кавказа или трудовые мигранты из Средней Азии, вызывает очень много нареканий и жалоб местных жителей. Раз они уже обращаются напрямую к президенту, то терпение у них заканчивается. И если были основания полагать, что те, кто находился в этом молельном доме, какие-то наши законы нарушали, то действия полиции вполне понятны. В этом случае, конечно, нужно разобраться. Но я надеюсь, что в следующий раз в аналогичной ситуации полицейские будут действовать более лояльно по отношению к молящимся. Но опять-таки, нужно ещё разобраться, разбираться, что это был молельный дом такой. Потому что нельзя устраивать религиозные собрания в любом месте.
«СП»: Есть ли инструкции, регламентирующие поведение сотрудников силовых структур в мечетях?
— Я таких инструкций не читал. И не думаю, что нужно как-то отдельно выделять мечети. Какая разница: мечеть это или православный храм, или еще какой-то храм — это место для проведения религиозных обрядов. Но тут вопрос в том, насколько целесообразно было проводить операцию таким образом, — считает ветеран спецназа.
Впрочем, вполне возможно, что жёсткость силовиков в данном случае была демонстративной. Чтобы «гости» в конце концов, почувствовали недовольство «хозяев». Ведь не случайно же несколько десятков жителей Котельников потребовали «оставить в покое правоохранительные органы, так как они действовали исключительно законными методами». «Мы все должны понять, что жить так дальше нельзя, мы не Франция и не Косово, в которых творился и творится бардак, — заявили они на камеру.- Поток мигрантов, заезжающий в нашу страну, нужно срочно остановить, в противном случае произойдет социальный взрыв».
Власть, конечно, пытается реагировать. Об усилении патрулирования и периодических рейдах в тех же Котельниках мы уже говорили выше. Глава Национального антикоррупционного комитета и член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Кирилл Кабанов заявил, что СПЧ начал подготовку предложений по противодействию формированию этнических анклавов в России. А в Котельниках, по его мнению, сформирован именно такой анклав.
Но это — дело будущего. А в следующую пятницу снова будет намаз. И, возможно, полицейские снова будут проводить рейд в каком-нибудь молельном доме. Ждем новых скандальных видео?