Глеб Никитин: «Я просто влюбился в Нижегородскую область»
Последние пять лет ознаменовались мощным рывком, который совершила Нижегородская область. В беспрецедентных объёмах строятся школы и детские сады, ремонтируются больницы и дороги, возводятся спортивные объекты и транспортные развязки. Качественные изменения отмечают не только региональные и федеральные эксперты, но и признают простые нижегородцы. Нижегородский регион – место, где хочется работать и жить. О достигнутых успехах, нерешённых, но решаемых проблемах и будущем Нижегородской области губернатор Глеб Никитин рассказал в интервью редакторам и журналистам изданий «Нижегородского областного информационного центра» и медиахолдинга ННТВ. Гордость берёт – Глеб Сергеевич, за пять лет в регионе изменилось очень многое. Какие достижения вам особо дороги и ценны?
– С одной стороны, пять лет – это большой срок. С другой, это время пролетело как одно мгновение. Горжусь большим проектом 800-летия Нижнего Новгорода, который стал эталоном проведения юбилеев для других регионов страны.
Можно перечислять через запятую всё то, что было сделано в рамках национальных проектов: модернизация системы образования и здравоохранения, ремонт дорог, создание новых развязок. Появился чуть ли не один из немногих малых городов, где есть ливнёвка, – город Арзамас. Появилось село, где есть набережная и обход, что тоже беспрецедентно для России в целом – село Дивеево. Запущены вновь речные суда, а это важно, в том числе и для промышленности.
3 место в Рейтинге состояния инвестиционного климата (+67 позиций)
Это всё то, что видно людям. Что видно в меньшей степени – экономические проекты. Например, когда я сюда пришёл, не было ни одной экстерриториальной зоны для работы с инвесторами. А теперь у нас есть территории особого социально-экономического развития, инновационный научно-технический центр. Появилась, а затем была расширена в 10 раз особая экономическая зона «Кулибин». Всё это вылилось в рост в инвестиционном рейтинге на 67 позиций, что для страны абсолютно беспрецедентно.
Какие-то проекты находятся в процессе: строительство Ледового дворца и новых станций метрополитена, реорганизация электротранспорта. Но это далеко не всё, чем я горжусь. Попали в кадры – Все эти преобразования, наверное, были бы невозможны без слаженной команды. На что делаете упор в кадровой политике? Всё ли получается в части формирования команды? Много ли вопросов контролируете лично?
– Человек – самый сложный механизм, который есть в природе. Сегодня он эффективен в решении одной задачи, другую задачу настолько же эффективно решить не может. Но мы одни из первых в стране ввели систему «Команда правительства» и систему подбора кадров по конкурсам. Буквально два часа назад я проводил окончательную встречу с финалистами конкурса на должность министра образования (интервью состоялось в субботу, 22 июля, – прим. авт.). Победителем стал Михаил Пучков, который работал заместителем директора комитета по образованию Санкт-Петербурга, а до этого был проректором Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, одного из ведущих вузов в стране по подготовке кадров. В комитете по образованию Михаил Пучков отвечал за цифровизацию, реализацию федеральных проектов, очень глубоко погружён в проблематику. Но самое главное, как мне подсказали коллеги из «Корпоративного университета правительства Нижегородской области», для искомой позиции подходит его психологический портрет. Это и харизма, и деликатность, и способность работать конструктивно с подчинёнными, организовывать их, мотивировать. У человека горят глаза.
Абсолютно все признают, в том числе на федеральном уровне, что «Корпоративный университет правительства Нижегородской области» – очень эффективная кадровая управленческая практика, которая позволяет работать в том числе на кадровый аудит имеющихся команд.
Мы запустили проект «Команда 52», в рамках реализации которого целый ряд муниципалитетов получил новых глав. Однажды ко мне подошёл житель одного из таких муниципалитетов и искренне благодарил: «Можно я пожму вашу руку за то, что вы не пошли на поводу у нашей местной элиты и прислали нам молодого, интересного главу. Нам стало легче дышать».
Ни одного из назначенцев мы не пропускаем без тщательного отбора. Результатом этого является то, что во многих федеральных проектах мы участвуем лучше других именно за счёт команд. Я своим подчинённым за это очень благодарен.– В связи с этим неожиданным было решение относительно Давида Мелик-Гусейнова, который перешёл с поста министра здравоохранения и вашего заместителя на пост генерального директора нижегородского футбольного клуба «Пари НН». Это было обоюдное решение?
– Он принял решение, что ему надо двигаться дальше. Я не хотел отпускать его из обоймы, потому что ценю этого человека, который обладает редкими качествами. Он душой переживает за дело. Такому человеку я могу поручить любую отрасль, потому что он не на прагматичном, а как раз на эмоциональном уровне очень быстро в неё вовлечётся. Задачи максимум – На слуху большие проекты – «Школа 800», например. Удаётся ли уделять внимание небольшим задачам в социальной сфере, образовании, медицине?
– В центральных районах, районах роста жилищного строительства, просто привлекательных районах присутствует нехватка мест в школах. Возникал даже риск возникновения третьей смены, которого мы не допустили. Очевидно, что в таких местах надо строить школы и социальную инфраструктуру в целом.
Я очень хорошо помню, как мы вводили первую за 11 лет школу в микрорайоне «Цветы». А сейчас мы либо вводим, либо достраиваем более 25 школ одновременно. И это, кстати, без корпусов «Школы 800» на 4100 мест. Поэтому прогресс очевиден, и он огромен.
Очень много школ мы отремонтировали за время действия региональной программы капитального ремонта образовательных учреждений – более 200. По примеру этой программы была введена федеральная программа капремонта, по которой только в нашем регионе уже ремонтируется около 20 школ. Мы практически завершили программу строительства дошкольных учреждений.
Радикально меняется система здравоохранения благодаря федеральной программе «Модернизация первичного звена здравоохранения», которая затронула уже более 400 объектов. В ближайшие годы работа по модернизации учреждений здравоохранения будет продолжена.
Кроме того, в ближайшее время будет создана концепция реформирования инфекционной системы Нижегородской области.
44 садика и 16 школ построено за пять лет Ставка на стабильность – В Нижегородской области утвердили программу повышения рождаемости и поддержки семей с детьми. Какие шаги в этом направлении важно сделать в первую очередь? Согласны ли вы с утверждением, что Нижегородская область стареет и вымирает?
– Это проблема не только Нижегородской области, но и большей части регионов страны.
Когда делаешь серьёзный аналитический разбор, то становится понятно, что количество принятых финансовых мер, особенно на федеральном уровне, уже весьма значительно. Значит проблема не в финансовой составляющей, а в уверенности, стабильности, которых не добавляет обстановка, сложившаяся с 2020 года. Это не значит, что нет управленческих решений, проблем без решений не бывает. Поэтому сейчас мы активно занимаемся выработкой соответствующих мер.
Например, я считаю, что даже изменение облика городов, благоустройство, создание социальной инфраструктуры, проведение культурных мероприятий влияет как минимум на миграционный поток. Надеюсь, те решения, которые будут выработаны, в том числе в рамках работы над актуализацией Стратегии Нижегородской области, в ближайшие годы помогут изменить тренд депопуляции.
35 млрд рублей направлено на социальную поддержку нижегородцев в 2022 году (18 млрд рублей – в 2017 году) Будущее время – Нижегородская область – регион промышленный. У нас есть промышленный кластер, кластер переработки сельскохозяйственной продукции, кластер предприятий ОПК, туристический кластер… Но вы как глава региона на что делаете ставку? За чем, по вашему, будущее Нижегородской области?
– Очень часто я слышу дискуссии по этому вопросу в других регионах или даже на федеральном уровне. И классическим ответом считается, что всё важно и ничего нельзя упускать из виду. Есть регионы специализированные, и там гораздо проще на этот вопрос отвечать. Либо это туризм, либо сельскохозяйственное производство или это чистая промышленность, если у кого-то есть профильный продукт: добыча нефти, угля, какие-то драйверы в металлургии.
Но у нас настолько разносторонний регион, что в этом-то наша сила и есть. Мы хотим занимать лидирующие позиции во всех сферах.
Всё-таки я считаю, что нам нужно делать ставку на высокие технологии. За счёт новых разработок и их внедрения во всех имеющихся отраслях, как ни странно, подтягиваются и туризм, и промышленность, увеличиваются зарплаты, потому что высокие налоги – это всегда более высокие доходы. А с увеличением зарплаты улучшается и социальное благополучие людей.– Есть ли у вас какие-то мечты, связанные с Нижегородской областью?
– Я не то что мечтаю, я планирую сделать Нижегородскую область, Нижний Новгород растущей урбанизированной территорией, чтобы мы не воспринимались провинцией, чтобы от самого слова «провинция» в отношении Нижнего Новгорода коробило, потому что это не так. Очень хочу, чтобы миграция человека на постоянное место жительства из Москвы, например, в Нижний Новгород не воспринималась как что-то из ряда вон выходящее, чтобы это движение стало привычным.
6 млн кв. метров (площадь почти 900 футбольных полей) общественных пространств благоустроено за последние пять лет