Спасут велодорожки? Эксперты рассказали, что защитит от электросамокатов
Буквально на днях на западе Москвы 35-летняя женщина на самокате сбила мужчину, на руках которого находилась двухлетняя дочь. Девочке понадобилась помощь врачей. Чуть раньше в центре города мужчина на электросамокате сбил шестилетнюю девочку. Другое похожее ДТП произошло в парке «Музеон»: сотрудница МГУ наехала на пятилетнюю девочку. Понятно, что электросамокат — это быстро, удобно, доступно, и поэтому отказываться от этого средства передвижения никто не будет. Кроме того, и наказания-то для электросамокатчика особого нет, если ДТП не закончилось смертельным исходом.
Однако такая ситуация малопонятна пострадавшим от наездов, которые чаще всего оказываются в положении «сам дурак».
Мопед или велосипед?
«Минтранс России внес поправки в правила дорожного движения, которые разрешают ездить электросамокатам со скоростью 25 км/час, — рассказывает председатель межрегионального общественного движения "За права пешеходов — Союз пешеходов" Владимир Соколов. — Но практика показывает, что это слишком высокая скорость для движения по тротуарам, пешеходным дорожкам, дворовым территориям. При этом существует полная безответственность для тех, кто управляет этим транспортным средством: по установленным правилам, электросамокат считается транспортным средством и условно приравнивается к велосипеду. Но наличие мотора у электросамоката относит его к мопедам, т.е. механическим транспортным средствам, которые являются источником повышенной опасности. Велосипед и мопед — это две большие разницы, и ответственность за наезды должна быть разной».
В первую очередь, по его мнению, должно быть запрещено совмещенное движение электросамокатов с пешеходами. По крайней мере, на тротуарах, пешеходных дорожках, в тех зонах, где люди гуляют, ходят в магазины.
Справочно: За наезд на человека электросамокатчику грозит административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Если пешеход отделался лёгким и средним вредом здоровью, то штраф будет до 1500 рублей, а за тяжкие травмы и ДТП насмерть — уголовное наказание. За побег с места наезда на человека, если не был причинен вред здоровью, к управляющему самокатом в 2023 году санкции не предусмотрены. Более того, найти уехавшего самокатчика достаточно сложно: у ГИБДД не хватает технических сил и средств. Но если самокат был арендован, то личные данные есть у оператора проката (кикшеринга), и он передаст их полиции по запросу.
По данным научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, в авариях с электросамокатами за прошлый год в стране погибло 6 человек, и более 100 было ранено. За шесть месяцев текущего года ситуация ухудшилась в 2 раза, уже есть 12 погибших, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет. Ранены 1082 человека, в числе которых 432 ребенка в возрасте до 16 лет. И, поскольку количество самокатов растет, ситуация вряд ли улучшится.
Главная проблема в том, говорит Соколов, что им разрешено ездить по тротуарам со скоростью 25 км/час. Тротуары в России достаточно узкие (в среднем 1,4 м) и это сужает возможность маневра. Проведенные краш-тесты говорят о смертельном исходе для пешехода при столкновении с ним на скорости 20 км/час, при том, что суммарная масса водителя и самоката превышает 80 кг.
Все решат велодорожки
В чем же выход? В создании необходимой инфраструктуры, считает эксперт.
«Вполне возможно выделить сравнительно небольшие деньги для организации отделенных от проезжей части и тротуаров велодорожек, и пустить по ним электросамокаты. Как бы мы ни старались, совместить их с пешеходами, так же, как и с автомобилями на дорогах, невозможно», — уверен Соколов. По его словам, на велодорожки необходимо несколько сотен миллионов. «Кроме того, не во всех регионах эти велодорожки нужны, электросамокаты пользуются спросом только там, где есть туристы, многочисленные культурные ценности и достаточно высокие доходы населения», — констатирует специалист.
В Европе уже давно пришли к такому решению, и пошли дальше: во Франции, к примеру, жители выступили категорически против арендных электросамокатов. Они убеждены, что, когда человек ездит на своем самокате, он испытывает бОльшую ответственность, чем разъезжая на арендованном.
У нас пока с этим сложно, считает Соколов, большинство наших городов не готовы к запуску на своей территории появившегося механического транспорта — протяженность велодорожек не превышает десятой доли процента от протяженности дорог и улиц страны. Просто «нарисовать» велодорожку на асфальте — тоже не выход, это не обеспечит безопасность пешеходов. Она должна быть отделена от проезжей части и тротуара бордюром.
Справочно: Сейчас действия электросамокатчиков регулируются поправками в ПДД, которые представляют им широкие полномочия. Можно двигаться по велодорожкам, тротуарам, обочине проезжей части, по правой полосе дорог общего пользования, где установлена скорость не более 60 км/час (плюс ненаказуемое превышение), при условии, что водителю исполнилось 14 лет.
«Недавно Совет Федерации предложил присвоить электросамокатам госномера. Будет ли это полезно? Отчасти. Теперь электросамокатчики будут сбивать пешеходов уже с номерами, потому что скорость по-прежнему не совместима с безопасной, и наши тротуары не позволяют маневрировать. Помимо строительства велодорожек, на улицах, где разрешена езда самокатов, нужно ограничить скорость движения до 20-30 км/час. При таких условиях они и водители авто смогут разъехаться вполне безопасно», — заявил эксперт.
Не только права, но и ответственность
По мнению члена общественной палаты РФ Натальи Агре, в принципе большой ошибкой было разрешение электросамокатам ездить по пешеходным зонам со скоростью, превышающей скорость пешехода.
«В основном это касается пожилых людей и детей, которые не могут сразу отскочить от угрозы наезда, — говорит Наталья Агре. — Следующим этапом необходимо доработать поправки и дать возможность людям двигаться по тротуарам безопасно, ограничив скорость самокатов до 5 км/ч».
По ее мнению, электросамокаты — это шаг к прогрессу и мы никуда от них не денемся, поэтому их движение нужно регулировать.
«Должны быть права на управление самокатом, создана инфраструктура для их движения и учет — в течение 2-3 лет такая система должна начать работать. Понятно, что сотрудники ГИБДД не могут следить за всеми и каждым, поэтому такое движение должно быть подключено к системе ГЛОНАСС, например, чтобы в любой момент можно было понять, где это транспортное средство находится, с какой скоростью движется. Люди должны понимать, что у них есть не только права, но и ответственность», — говорит специалист.
Культуру поведения на дорогах диктует законодательство, масштабные социальные кампании и система страхования, которая внесла ощутимый вклад в снижение накала страстей на дорогах, когда все начало решаться за счет ОСАГО. В ситуации с самокатами тоже видится комплексный подход, когда каждый знает свои права и обязанности.
«Проблема назрела и время для ее решения уже давно пришло. Это нужно было делать еще тогда, когда все эти индивидуальные мобильности появились на наших дорогах», — считает Наталья Агре.